Easyski - Спортивный портал

Как проходят соревнования по спортивному ориентированию. Ориентирование - что такое? Способы ориентирования

Основные понятия в спортивном ориентировании
Чтобы хорошо ориентироваться на незнакомой местности , знать , где находишься , уметь выбрать лучший путь и пройти к намеченной цели , нужно регулярно упражняться с картой и компасом , тренировать зрительную память и наблюдательность . Рассмотрим основные "секреты ", помогающие быстро и уверенно передвигаться по незнакомой местности .

Условные знаки
Познание секретов ориентирования начинается с изучения и запоминания условных знаков . Для изображения местности , обозначения объектов ориентирования , характеристики условий видимости и передвижения на спортивных картах используется более 100 условных знаков . Чтобы "читать " карту , необходимо выучить условные знаки - азбуку карты . Знаки спортивных карт очень наглядны и в большинстве своем напоминают форму изображаемых ими предметов (вид сверху или сбоку ).

Спортивная карта -
хрестоматия для ориентирования , с ее помощью можно представить характер и особенности местности . Спортивная карта посредством условных знаков дает форму и контуры застроенных территорий , расположение отдельных строений , изгородей , навесов , кормушек , колодцев , мостиков и др . На карте нанесены все пути сообщения . Условные знаки дорог и троп показывают , где и в каком направлении они проходят , по каким из них можно выйти к намеченной цели , обойдя реки и овраги , затерянные в гуще леса . По карте можно определить рельеф , увидеть , где находятся лес, поляны , просеки , вырубки , озера , ручьи , но для этого нужно научиться "читать " карту , по совокупности условных знаков уметь создавать картину окружающей природы . Помимо точного взаимного расположения объектов спортивная карта позволяет определять расстояния . Для этого достаточно измерить его на карте зная масштаб карты .

Ориентирование карты
Оказавшись в незнакомой местности , прежде всего нужно сориентировать карту : её устанавливают так, чтобы линии север-юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении , куда указывает северный конец стрелки компаса. После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности . После этого можно приступать к "чтению" карты - сопоставлять местность с картой и карту с местностью.

"Чтение" карты
Умение быстро читать и правильно понимать карту - сложный технический навык. Читают карту только в сориентированном положении и только по ходу, т.е. в направлении движения. Движение "по большому пальцу" - большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент - существенно облегчает процесс чтения карты, особенно новичкам. При чтении карты все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками (камни, ямы, родники, группы деревьев и т.п.). У линейных ориентиров - дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины - протяженность превышает их ширину. Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты.

Движение по цепочке ориентиров
Придерживаясь надежных и легко опознаваемых на местности ориентиров, можно пройти к намеченной цели. При таком способе передвижения нужна техника ориентирования: сличение карты с местностью, владение компасом и измерение расстояний. Основное требование такого движения - связь карты с местностью. Потеря ориентировки (точки своего местонахождения) может доставить много неприятных минут: придется найти новый надежный ориентир и "привязаться" к карте. Чтобы этого не случилось, реализуя путь по цепи ориентиров, необходимо постоянно следить по компасу за направлением линейных. В этом случае не будет ошибок и "соскальзываний" на неверный путь, который может быть отмечен на местности ориентирами, аналогичными и подобными выбранным для движения.

Выбор пути
Самая трудная, но в то же время и самая захватывающая проблема в ориентировании - выбор пути. Умение выбрать путь, цепочку опорных ориентиров - основной технический прием, которым следует овладеть, чтобы называться ориентировщиком. На выбор пути влияют многие субъективные и объективные факторы, но важнейшим является способность выделять и запоминать ориентиры-привязки, к которым относятся, как правило, крупные линейные и площадные ориентиры и особо выделяющиеся точечные. Ориентиры-привязки определяются по карте, и выход на них не требует больших физических затрат и высокоточной техники ориентирования. Ориентиры-привязки, расположенные поперек движения, называют тормозящими, вдоль выбранного пути и за целью движения - ограничивающими. Правильно выбранные ориентиры-привязки исключают частое обращение к карте при движении, сокращают продолжительность ее чтения, облегчают запоминание карты, обеспечивают быстрый контроль местонахождения, позволяют использовать "грубое" ориентирование без боязни ошибиться. По какому пути следует двигаться? Однозначного ответа дать невозможно, нельзя составить и полный перечень примеров для обучения. Он может быть прямым - по азимуту, обходным - по цепи ориентиров, или, как чаще бывает, комбинированным. Наикратчайший путь по прямой не всегда наилучший. Зачастую движение происходит обходным путем. При выборе пути действуют два противоположных фактора: надежность и время.
Место старта обозначено красным треугольником. Красная и синяя линии - варианты движения двух спортсменов. Кратчайший путь по расстоянию не всегда быстрый по времени.

"Секреты" ориентировщика.
1. Не превышать скорость передвижения. У каждого человека в зависимости от его физической и технической подготовки существует своя "критическая" скорость. При превышении ее быстро наступает утомляемость, пропадает четкость чтения карты, ухудшается техника ориентирования и даже теряется контроль за направлением движения.
2. Перед уходом с точки своего стояния нужно задать себе вопрос: "Что является ориентиром-привязкой у следующего КП?" и ответить на него - определить ориентир, от которого будет сделан выход на цель движения, и установить по карте путь к нему.
3. Если с первого захода не удалось попасть на КП, то не нужно метаться из стороны в сторону, необходимо внимательно осмотреть вокруг местность, уточнить легенду (пиктограмму) КП. Если есть уверенность, что "привязка" взята правильно, нужно повторить заход. Если была сделана ошибка, то необходимо выйти к новой привязке и сделать заход от нее.
4. Допустив ошибку и потеряв время, не нужно пытаться за счет ускорения процесса ориентирования наверстать упущенное время. Надо помнить о "критической" скорости.
5. При решении ориентировочных задач не нужно отвлекаться от спокойного и терпеливого размышления, неприслушиваться к советам прохожих, зрителей и соперников.
Десять шагов к успеху на дистанции /А.Глушко/
(Некоторые советы о порядке действий спортсмена на дистанции)
1. Сориентируй карту с помощью компаса или окружающих объектов, и определи своё местоположение.
2. Посмотри какой КП будешь брать, его номер и на каком ориентире стоит этот пункт.
3. Посмотри с какой точки (ориентира) удобней зайти на КП.
4. Выбери путь движения и наметь промежуточные привязки (ориентиры).
5. Постарайся всё это запомнить.
6. Теперь можно бежать через намеченные привязки до самого КП.
7. Увидев КП посмотри в какую клеточку на карточке будешь делать отметку, приготовь карточку к отметке заранее.
8. Посмотри в какую сторону будешь бежать дальше.
9. Непосредственно на КП проверь его номер и быстро сделай отметку в нужную клеточку на карточке участника.
10. Отойди от КП в нужном направлении.
11.Смотри пункт 1.
Не обращай внимания на соперников и посторонние КП.
Соперники могут ошибаться или хитрить, а забегая на все КП можно только потерять своё местонахождение.
Бежать старайся равномерно без резких ускорений и остановок.
Советы от Н.Довженко
Ни один из данных советов я не навязываю, если нравится - используй.
Вообще, каждый ориентировщик должен иметь свою систему тактико-технических навыков.
Компас и карту лучше носить в левой руке. Правая рука свободна для хватания за деревья на спусках, для отбивания веток и т.д.
Исключения составляют электронные карточки, их намного удобней носить в правой руке.
Компас должен постоянно находиться на карте.
Стрелка компаса должна, по возможности, находиться на меридиане или на параллельном обрезе карты, тогда даже малейшее отклонение сразу видно.
Если КП стоит на самом верху бугра, то не нужно особо ничего читать. Выбегаешь на самую высокую точку бугра и все.В горку лучше бежать не длинными шагами, так быстрее устаешь, а короткими, но частыми. После хорошей горки лучше пробежать 15-20 м полегче, не упираясь, чтобы "почувствовать в ногах легкость", а затем "валить" дальше.
Первое, что ты должен узнать о следующем КП, это его легенда. Отсюда - необходимо искать не КП, а ориентир на котором стоит КП. И вообще, чем больше ты знаешь о районе КП, тем легче (быстрее) его искать.
На очень «скользкие» КП (типа микроямка в зеленке, вдалеке от дорог), лучше заходить на невысокой скорости и по возможности иметь заднюю привязку.
Прогнозируй ситуации. Метод мышления должен быть не типа "че эта за канава, ага вот она", а "эге, правильно, канава!". Ты должен уже ждать ориентиры, то бишь, полностью контролировать свое передвижение.
Мелкие, несущественные ориентиры не нужно читать, выпускай их.

Чаще всего ошибаются либо в начале соревнования, как правило, из-за плохой сосредоточенности, либо в конце, из-за того, что темп бега настолько высок, что спортсмен уже не в состоянии думать. Другие причины заключаются в появлении бессознательного самодовольства, в недооценке задач и ослаблении сосредоточенности. Это бывает обычно после удачного прохождения нескольких участков трассы подряд. И, наконец, влияют соперники, особенно те, которые хотят "прицепиться". Здесь многое зависит от умения не обращать внимания на конкурентов.
Схема причин ошибок на дистанции:
Субъективные причины
1. Ошибки планирования:
а) отсутствие плана
б) плохой план:
-плохой вариант пути
-плохой способ ориентирования
2. Ошибки выполнения:
а) не выполнен технический прием
б) неточное выполнение приема
3. Остальные ошибки (усталость, влияние других участников и т. д.)
Объективные причины
1. Картографические ошибки:
а) неточная карта,
б) плохая читаемость,
в) ошибки в оформлении
2. Ошибки на дистанции, неточный или непригодный КП и т.д.
Различие между волей легкоатлетов, лыжников и волей ориентировщиков состоит еще и в том, что когда первые теряют надежду, настроение и желание "терпеть", то потеря во времени выражается всего в нескольких секундах или минутах. Когда же ориентировщик теряет волю, сосредоточенность, то растраты времени становятся огромными. Но при этом ориентировщик не знает, что "потеряли" его соперники, и, может быть, еще не все упущено, особенно в командной борьбе.
На вопрос: "О чем ты думаешь после хорошо "взятого" КП?" - следовали ответы: "Что следующее КП нужно "взять" также хорошо"; "Какой я молодец"; "Ни о чем не думаю". На вопрос: "О чем ты думаешь после того, как промазал на КП?" - следовали такие ответы: "О том, что следующее КП нужно "взять" хорошо"; "Какой я глупец"; "Ни о чем не думаю".
Какого спортсмена взять за эталон? Свои микропобеды и микронеудачи каждый воспринимает по-своему. Однако ясно, что во время прохождения дистанции нельзя предаваться переживаниям, безудержно ругать себя или благодушествовать. Вряд ли принесут пользу обиды в адрес начальника дистанции после неудачно пройденного этапа. Эмоции поддаются воспитанию и тренировке, как и физическая или техническая подготовленность. Свои нервы и волю нужно учиться подчинять цели достижения наивысшего спортивного результата в любой ситуации.

Ориентирование для начинающих (на английском, зато наглядно)

Спортивное ориентирование – это бег по заданному направлению: спорт­с­мен с картой и компасом должен пройти дистанцию, отметившись на нескольких контрольных пунктах. Двигаться нужно по пересеченной местности (обычно по лесам и паркам), контрольные станции проходить в особом порядке. Этот вид спорта вышел из военных учений, которые проводили для скандинавских и британских солдат. Отцом-основателем считают шведского майора Эрнста Килландера, президента Стокгольмской любительской спортивной ассоциации. Он придумал правила и провел первые в истории соревнования в 1918 году.

Рассказывает психолог и психофизиолог Татьяна Фадеева, 31 год, КМС, призер чемпионата Московской области и Федеральных соревнований «Российский Азимут».

«Ориентирование учит рассчитывать только на себя, – говорит Татьяна. – Нет ни болельщиков, ни соперников поблизости, ты один на один со своей дистанцией. По сути, это метафора жизни, с которой ты тоже всегда тет-а-тет, и нужно двигаться вперед, бороться со страхами, ленью, нежеланием думать. Ошиблась – не факт, что проиграла: там, где тебе трудно, сложно и остальным, конкуренты тоже могли совершить промах. Поэтому, если заблудилась, нельзя метаться и впадать в панику, надо взять себя в руки и принять взвешенное решение. Остановиться, вспомнить, в какой точке ты еще знала, где находишься, вернуться, сориентироваться заново и продолжать движение. Все как в жизни».

Все не так просто. При высоких аэробных нагрузках сложно сохранять внимание (на тренировках новичкам выдают тексты и задачки, которые надо читать и решать на бегу, – попробуй и поймешь, до чего «здорово»). А ведь необходимо следить за дорогой, сверяться с маршрутом, соображать, как перебираться через препятствия . И номера контрольных пунктов не перепутать. Хотя это и есть самое интересное. Плюс полезное: мало что в жизни может пригодиться так, как умение быстро соображать в стрессовой ситуации. (Лови инструкцию по борьбе со стрессом .)

«Спортивное ориентирование уникально сочетанием физической и ментальной загрузки, – гово­­рит Татьяна. – Ты ведь не просто бегаешь, но и думаешь, голова загружена на 150%. Не отвлекаешься на посторонние мысли, забываешь о проблемах и просто сливаешься с движением. Такой погруженности в процесс можно добиться разве что в йоге, но только если ты очень опытный практик.

Соревнования проходят почти каждые выходные, и там я сбрасываю накопившийся за неделю груз. Это моя копинг-стратегия, персональный способ справиться с напряжением. Кортизол и прочие гормоны стресса лучше всего уходят, когда человек бежит или борется, а спортивное ориентирование – бег и борьба в одном флаконе . Плюс ты наедине с природой и в этот момент снимаешь с себя все социальные маски – ты просто ориентировщица. Принимаешь себя такой, какая есть».

В России спортивное ориентирование не так популярно, как, скажем, в Скандинавии. В Финляндии на главную эстафету «Юкола» приезжает президент, в лесу вырастает целый городок с душевыми и столовыми, а все происходящее снимают с вертолетов. Но и у нас большие мероприятия собирают по несколько тысяч участников. Соревноваться могут не только профи: группы открыты для всех желающих – есть и детские, и даже пенсионерские, между прочим.

«Спортивное ориентирование подходит любому, кроме разве что гламурных барышень, которые боятся испортить маникюр или расцарапать коленку, – говорит Татьяна. – Это грязный спорт. Мы бегаем не по асфальту, а по лесным тропинкам, возвращаемся с дистанции чумазые и потные. Какая бы погода ни была, эстафету не отменяют. И каждый раз после соревнований у меня три машинки вещей на стирку. Но зато внутри себя чувствуешь невероятное очищение. Как специалист, могу сказать, что спортивное ориентирование – это отличное подспорье в решении любых психологических проблем . Даже если нельзя бегать по физиологическим причинам, можно просто ходить, ориентирование ведь не про скорость со­всем. И это всегда позитив. Когда находишь контрольный пункт, чувствуешь восторг, ликование. И у тебя таких маленьких побед – 20–30 на дистанцию. Возвращаешься счастливой, с каким бы настроением ни стартовала».

Чемпионат России по спортивному ориентированию, г. Миасс. «Все тренирующиеся женщины выглядят молодо», – утверждает наша героиня. И мы с ней согласны.

Заняться спортивным ориентированием

Большинство клубов спортивного ориентирования заточено на обучение детей. Взрослыми почти не занимаются, так что тебе, скорее всего, придется договариваться с тренером о персональной программе. Обычно хватает и одного урока с картой, чтобы выучить условные обозначения и понять, как ориентировать план на север. А дальше – практика. Второй вариант – привести в клуб ребенка и бегать вместе с ним, так делают многие. Адрес ближайшего к твоему дому заведения можно найти на сайте moscompass.ru­ или http://o-sport.ru/map.php .

Если тебе не очень нравится идея бегать по лесу в поисках контрольных пунктов, но в целом к ориентированию влечет, подойдет игра «Инакор» – интернет-активное ориентирование, микс спортивного ориентирования, городских квестов и геокэшинга (поиск припрятанных кем-то сокровищ с помощью GPS). Регистрируешься на сайте msk.inacor.ru , скачиваешь карту (там есть все московские парки, в том числе малоизвестные широкой публике), маршрут и стараешься пройти его быстрее всех, зачекинившись в контрольных точках. Самые быстрые получают призы – виртуальные и реальные.

Что нужно для спортивного ориентирования

Адепту СО требуется минимальное снаряжение:

  • правильные шиповки;
  • удобная форма – лучше нейлоновая, чтобы не цеплялись ветки;
  • компас;
  • электронный чип, его прикладывают к датчику станции.

Йога для подготовки к соревнованиям

Йога подготовит твое тело к бегу по пересеченной местности, а разум – к усердной работе. Выполняй эти асаны регулярно, постепенно увеличивая время пребывания в каждой позе.

Вирабхадрасана I (поза воина I)

Укрепляет мышцы ног, раскрывает тазобедренные суставы, развивает координацию, тренирует выносливость.

  • Стань прямо. На вдохе прыжком расставь ноги, разведи руки в стороны. Теперь разверни ладони вверх, подними вытянутые конечности и соедини пальцы.
  • Сделай вдох, выдох, поверни носок правой ноги, таз и туловище вправо на 90 градусов, а левую стопу заверни немного внутрь.
  • Вдохни и на выдохе согни правое колено до прямого угла. Слегка отведи голову назад и посмотри вверх на большие пальцы.
  • Оставайся в этом положении сколько возможно. Затем вдохни, вернись в исходное и повтори позу, поменяв ноги.

Вирабхадрасана III (поза воина III)

Укрепляет мышцы бедер, голеней, ягодиц, развивает умение держать баланс.

  • Встань прямо. На вдохе прыжком расставь ноги, разведи руки в стороны – и перейди в позу «Вирабхадрасана I» (ту, что была до этого).
  • Сделай вдох, выдох, теперь наклонись к правому бедру, вытяни туловище и руки вперед, ладони вместе.
  • Оторви от пола левую ногу и медленно поднимай ее до параллели с полом (выпрямляя в то же время опорную). Смотри вниз, шея и спина – на одной линии.
  • Оставайся так сколько возможно, потом на выдохе медленно опусти левую стопу на пол, подняв корпус вверх. Вернись в «Вирабхадрасану I», а потом в исходное положение. Повтори, поменяв ноги.

Чатуранга дандасана (поза посоха на четырех опорах)

Укрепляет мышцы спины, живота, рук и ног, дисциплинирует разум, помогает сохранять сосредоточенность.

  • Исходное положение – упор лежа (стопы и выпрямленные руки на ширине плеч, тело вытянуто от пяток до макушки).
  • Упираясь в пол основаниями ладоней, медленно сгибай локти, прижимая их к корпусу.
  • Опусти тело так, чтобы оно расположилось на четырех опорных точках параллельно полу. Если ты новичок, можешь ставить на пол колени и предплечья.
  • Задержись в этом положении сколько возможно.

Редакция благодарит за помощь в организации съемки проект «Фитнес на крыше» FITNESS HOLDING.

Прочитав эту статью, вы познакомитесь с таким понятием, как ориентирование. Что такое понятие подразумевает, какие имеются его способы и виды, история спортивного ориентирования - все это мы затронем в нашем рассказе. Прежде всего необходимо определиться с ключевым термином. Расскажем о таком понятии, как ориентирование. Что такое понятие существует, знает каждый из нас. А многие даже могут пояснить его: это способность правильно определить стороны света, а также представить себе расположение населенных пунктов и направление дорог к тому месту, где вы находитесь. Можно всегда отыскать дорогу, если знать о расположении четырех сторон света. Это юг (S), север (N), запад (W) и восток (E). Поговорим теперь подробнее о таком понятии, как ориентирование.

Что такое ориентирование на местности

Это очень широкое понятие. Можно ориентироваться по компасу, карте, солнцу, звездам, часам, природным явлениям и признакам, а также различным подсказкам. К примеру, если вы выглянете утром в окно и увидите, что люди идут с зонтиками, вы поймете, что на улице дождь. Если же вы заметите снег, то оденетесь теплее. Это, если можно так выразиться, "бытовое" ориентирование.

Что такое ориентирование, для чего оно необходимо? Оно представляет собой одно из самых важных условий, обеспечивающих человеческую жизнедеятельность, а также необходимых для успешного решения поставленных задач. Использовать для или карту несложно. Однако иногда необходимо действовать, не имея при себе ни компаса, ни карты. Поэтому следует знать и другие способы ориентирования на местности.

Готовясь к походу, нужно уделить особое внимание привитию соответствующих навыков, способов, правил и приемов, которые помогут вам обходиться без использования компаса и карты.

Ориентирование по Солнцу

Возможно, вы знаете, что места его восхода и захода различаются в зависимости от времени года. Солнце зимой восходит на юго-востоке, а садится на юго-западе. В летний период оно встает на северо-востоке, а заходит на северо-западе. Осенью и весной Солнце встает на востоке, а садится на западе. Необходимо помнить о том, что в полдень оно всегда расположено в направлении к югу, вне зависимости от времени года. В 13 часов наблюдается наиболее короткая тень от предметов. В это время ее направление от предметов, расположенных вертикально, указывает на север. В случае если Солнце скрывают облака, можно поставить нож на ноготь пальца. Появится тень, хотя бы небольшая, и будет понятно, где оно находится.

По Солнцу и часам

Следует направить на Солнце часовую стрелку. Угол, который образуется между цифрой 1 (13 часов) и направлением часовой стрелки, нужно разделить пополам с помощью воображаемой линии. Она укажет вам направление: сзади - север, впереди - юг. Нужно помнить, что делить следует левый угол до 13 часов и правый - во второй половине дня.

По Полярной звезде

Способы ориентирования на местности многочисленны. Один из самых известных - по Полярной звезде. Эта звезда всегда на севере. Для того чтобы ее найти, следует сначала отыскать созвездие Большой Медведицы. Это созвездие напоминает ковш, который образуется из 7 звезд, довольно ярких. Далее через 2 крайние правые звезды следует мысленно провести линию. На ней необходимо отложить расстояние между ними, умноженное на пять. В конце линии мы обнаружим Полярную звезду. Она расположена в хвосте Малой Медведицы, еще одного созвездия. Если встать лицом к этой звезде, мы будем стоять по направлению к северу.

По Луне

Для того чтобы хорошо ориентироваться на местности, необходимо помнить о том, что Луна в первую четверть в 20 часов виднеется на юге, на западе она находится в 2 часа ночи. Если же речь идет о последней четверти, то на востоке Луна будет в 2 часа ночи, а на юге - в 8 утра. Стороны горизонта ночью при полнолунии определяются таким же образом, как по Солнцу и часам. В этом случае вместо Солнца используется Луна. Нужно помнить, что когда она полная, она противостоит Солнцу. Другими словами, расположена против него.

Способ ориентирования по таянию снега

Продолжаем рассказывать о том, что такое ориентирование в географии. Мы описали еще далеко не все его способы. В этой статье говорится лишь об основных из них. Одним из самых распространенных способов является ориентирование по таянию снега. Южная сторона всех предметов, как известно, нагревается сильнее, чем северная. Это означает, что с этой стороны таяние снега также происходит быстрее. Хорошо заметно это ранней весной, а также зимой, во время оттепелей, по прилипшему к камням снегу, лункам у деревьев, склонам оврагов.

По тени

В полдень тень максимально короткая, и ее направление указывает на север. Чтобы не дожидаться ее появления, можно действовать следующим образом. В землю необходимо воткнуть палку, длина которой составляет примерно 1 м. Далее нужно отметить конец ее тени. Затем следует подождать около 10-15 минут, после чего повторить процедуру. От первой до второй позиции тени необходимо провести линию, а затем продлить ее дальше второй отметки примерно на шаг. Носком левой ноги станьте напротив 1-й отметки, а носок правой расположите в конце начерченной вами линии. Сейчас вы стоите в направлении к северу.

По постройкам

Определенный тип построек ориентирован строго по сторонам света. К ним относятся церкви, синагоги, мечети. Часовни и алтари лютеранских и крестьянских церквей всегда обращены на восток, а колокольни этих построек - на запад. Ориентироваться можно и по куполу православной церкви, вернее, по кресту на нем. Край его нижней перекладины, который опущен, обращен к югу, а к северу - приподнятый. На западной стороне находятся алтари католических костелов. Двери мусульманских мечетей и синагог обращены приблизительно на север.

Обыкновенно выход из юрт делают на юг. В селах в домах больше окон делается с южной стороны. Еще одна важная примета - с южной стороны окраска на стенах зданий выцветает больше и приобретает жухлый цвет.

Просеки в лесу

Определить стороны света в массивах культурного леса можно по просекам. Обычно они прорубаются по линиям восток-запад и север-юг. Можно сориентироваться и по надписям номеров кварталов, которые делаются на столбах, помещенных на пересечении просек. В верхней части каждого такого столба и на каждой из 4 граней ставятся цифры. Направление на север показывает ребро между двумя гранями, на которых указаны наименьшие цифры.

без часов

Если вы потеряли или сломали часы, местное время можно узнать с относительной точностью, используя компас. Для этого применяется ориентирование по азимуту. Что это такое? Необходимо измерить азимут по Солнцу. После того как вы определите его, необходимо разделить полученное значение на 15. Это величина, на которую поворачивается Солнце за час. Число, которое окажется в итоге, будет указывать время. К примеру, азимут по Солнцу - 180°. Следовательно, время - 12 часов.

Спортивное ориентирование

Наверняка вам знакомо словосочетание "спортивное ориентирование". вид спорта основан на том, что участники должны пройти расположенные на местности КП (Контрольные пункты) при помощи компаса и спортивной карты. Как правило, результаты определяются по времени, затраченному на прохождение дистанции (иногда учитывается штрафное время). Также может использоваться метод расчета по количеству очков, которое набрали участники.

Сегодня соревнования по этому виду спорта проводятся в различных группах. Они могут быть как по уровню мастерства, так и по возрасту. Длина дистанции и ее сложность определяются по сложности местности и возрастной группе. Маршрут (дистанция) при этом должен быть неизвестен всем участникам, а также содержать определенные трудности, которые необходимо преодолеть, имея хорошую физическую форму и умение ориентироваться.

История спортивного ориентирования

Еще с древних времен люди знали, что такое ориентирование на местности. Известно, что еще тогда они использовали навыки и умения, связанные с ним. Однако обзор исторических фактов обычно начинают с военных состязаний, которые проводились в северных государствах Европы. Считается, что ориентирование как вид спорта появилось в конце 19-го века. Именно тогда были организованы первые соревнования между рядом военных гарнизонов Норвегии, Швеции, Великобритании. 31 октября 1897 г. были проведены первые массовые соревнования среди граждан. Так, множество людей узнало о том, что такое ориентирование, определение которого в наше время может дать каждый школьник. Однако настоящее рождение этого вида спорта состоялось в 1918 году. Именно тогда майор Э. Килландер из Стокгольма решил использовать окружающую среду сельской местности Швеции для организации Во время соревнований, придуманных им, бегуны не только бежали, но также должны были выбрать свои собственные маршруты, используя компас и карту.

Ориентирование как спорт к 1934 году распространилось в Швейцарии, Венгрии и СССР. Национальные первенства для женщин и мужчин начали проводиться ежегодно в Швеции, Финляндии и Норвегии к началу Второй мировой войны. В 1960 году состоялись Открытые международные соревнования в районе Стокгольма. В них участвовали представители 7 стран. Сегодня этот вид спорта очень популярен. Существует несколько его бегом, на лыжах, на велосипедах, трейл-ориентирование и др. По каждому из них проводятся соревнования.

Теперь и вы сможете рассказать о том, что такое ориентирование. И туризм, и спорт, и выживание в экстремальных условиях совмещает в себе это понятие. Ориентирование позволяет отыскать дорогу, находясь в любой точке нашей планеты в незнакомой местности. Зная его основы, вы не будете бояться заблудиться в лесу или в любом другом месте.


Что: Спортивное ориентирование бегом Где:

31.01.2014 Правила Спортивного ориентирования

Утверждено приказом Минспортуризма России

ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА «спортивное ориентирование»

Основные положения

Настоящие Правила разработаны с учетом действующих Правил Международной федерации ориентирования (IOF - ИОФ).

По данным Правилам проводятся все соревнования по спортивному ориентированию на территории Российской Федерации. Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для спортсменов, тренеров, представителей команд, судей и организаторов соревнований, а также для всех лиц, участвующих в проведении соревнований или работающих со спортсменами.

Вопросы организации и проведения соревнований, не вошедшие в настоящие Правила, регулируются соответствующими инструкциями и рекомендациями, утверждаемыми Федерацией спортивного ориентирования России (сокращенно ФСО России), Положениями о соревнованиях, регламентами проведения соревнований.

Перечень сокращений, принятых в настоящей редакции правил.

ОБ - спортивное ориентирование бегом;

ОЛ - спор тивное ориентирование на лыжах;

ОВ - спортивное ориентирование на велосипедах;

КП - контрольный пункт;

ФСО - федерация спортивного ориентирования;

ПВК - пункт выдачи карт;

ПО - пункт оценки;

ЗН - заданное направление;

МТ - маркированная трасса;

ВО - выбор;

КБ - комбинированная дистанция;

ГП - гонка преследования;

ЭС - эстафета;

Знак “Э” на полях перед номером пункта Правил означает, что указанный пункт является обязательным для соревнований на дистанциях класса МС, и желательным для соревнований с дистанциями класса КМС.

Знаки «ОБ», «ОЛ», «ОВ» на полях перед номером пункта Правил означают, что указанный пункт действителен только для соревнований с указанным способом передвижения.

1. Предмет и суть спортивного ориентирования

1.1. Общее содержание вида спорта «спортивное ориентирование»

Спортивное ориентирование — вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях — с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков.

1.1.1. Настоящие Правила регламентируют проведение соревнований по способам передвижения (вид ориентирования)

По ориентированию бегом - «ОБ»;

По ориентированию на лыжах - «ОЛ»;

По ориентированию на велосипедах, «ОВ».

Все пункты указанных Правил, если не оговорено иное, относятся ко всем видам ориентирования.

Соревнования по ориентированию с использованием других средств передвижения регламентируются иными документами ФСО России. 1.1.2. Соревнования могут различаться: 1.1.2.1. По времени проведения соревнований: — дневные (в светлое время суток); — ночные (в темное время суток).

1.1.2.2. По способу старта спортсменов: — индивидуальные (каждый спорт смен имеет индивидуальное время старта); — эстафетные (члены команды проходят свои этапы последовательно); — групповые (спортсмены имеют общее время старта).

1.1.2.3. По характеру зачета результатов: — личные (результаты засчитываются отдельно каждому участнику); — лично - командные (результаты засчитываются каждому участнику и командам); — командные (результаты участников засчитываются командам).

1.1.2.4. По способу определения результата соревнований: — однократные (результат одного единственного состязания - окончательный результат); — многократные (комбинированные результаты одной или более трасс, преодоленных в течение одного или нескольких дней, определяют окончательный результат); - квалификационные (участники проходят одну или несколько квалификационных трасс для выхода в финал).

1.1.3. По способу выполнения задач проводятся следующие виды соревнований по ориентированию: 1.1.3.1. Ориентирование в заданном направлении, «ЗН» — прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке. Путь от одного КП до другого участники выбирают по своему усмотрению.

1.1.3.2. Ориентирование по выбору, «ВО» — прохождение КП из числа имеющихся в районе соревнований. Выбор КП и порядок их прохождения произвольный, по усмотрению участника.

1.1.3.3. Ориентирование на маркированной трассе (“МТ”) — прохождение дистанции, маркированной на местности от старта до финиша, с нанесением на карту местоположения КП, установленных на дистанции.

1.1.4. Соревнования могут включать различное количество дисциплин (видов программ) спортивного ориентирования.

Дисциплины спортивного ориентирования, в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта (ВРВС) различаются длиной дистанции, масштабом и условными знаками спортивных карт - схем, способом передвижения, определением результата, характером зачета и взаимодействием спортсменов.

1.2. Дистанция соревнований по спортивному ориентированию

1.2.1. Дистанция — трасса соревнований от старта до финиша.

Дистанция должна быть незнакомой для всех участников.

1.2.2. Дистанция должна быть спланирована так, чтобы: — для успешного ее прохождения в равной мере требовались физическая подготовка и умение ориентироваться; — было соблюдено равенство условий борьбы для всех участников; — участники не пересекали опасные места (железнодорожные пути, дороги с интенсивным движением транспорта, плохо замерзшие реки, непроходимые болота и т.п.), не передвигались по запретным для бега территориям (посевы, лесопосадки и т.п.), через неблагоприятные в экологическом отношении участки (свалки, отстойники очистных сооружений и т.п.); — участники не передвигались большую часть дистанции через сплошные заросли крапивы и других растений, оказывающих раздражающее действие на организм спортсменов.

“Э, ОВ” 3.10.7. В соревнованиях по спортивному ориентированию на велосипедах финишная зона должна иметь ширину, достаточную по крайней мере для движения двух велосипедистов.

«Э» 3.10.8. На индивиду альных стартах должны быть использованы электронные стартовые и финишные системы определения времени.

3.11. Контрольное время

3.11.1. В целях ограничения продолжительности соревнований Главным судьей во всех видах ориентирования отдельно для каждой группы участников назначается контрольное время, которое сообщается участникам не позднее, чем за час до старта.

3.11.2. Контрольное время не может быть изменено после старта первого участника.

3.11.3. Контрольное время назначают в пределах 200 — 250% от расчетног о времени победителя. В эстафетах контрольное время назначается отдельно на первый этап и на суммы этапов.

3.11.4. Результат участника или эстафетной команды, превысивший контрольное время, может быть аннулирован (кроме соревнований по выбору).

3.12. Обе спечение безопасности спортсменов во время соревнований

3.12.1. При проведении соревнований должны быть предусмотрены: - оповещение в технической информации о наличии опасных мест в районе соревнований, путях их обхода, способах ограждения; - соответствующ ие меры безопасности на автодорогах, проходящих через район соревнований, если не представляется возможным спланировать дистанцию так, чтобы участники не пересекали такие дороги; - предупреждение представителей команд и участников о неблагоприятной экологи ческой обстановке: непригодности водоемов для питья и купания, наличии опасных насекомых и т.п.; - расчистка лыжных трасс, установка предупреждающих знаков перед опасными спусками, предотвращение возможности выхода участников на бесснежные места либо водое мы с тонким льдом; - обозначение на карте и ограждение на местности запрещенных для бега районов; - оповещение участников о необходимости соблюдения тех или иных мер предосторожности при прохождении отдельных участков дистанции; - оповещение участников о д ействиях в случае потери ориентировки.

3.12.2. При проведении соревнований для начинающих район должен быть четко ограничен заметными ориентирами или маркировкой (о чем участники должны быть проинформированы).

3.12.3. Контролеры КП и судьи службы дистанции, находящиеся в районе соревнований, вправе указывать явно заблудившимся участникам дорогу на финиш. Контролеры КП должны быть об этом проинформированы.

3.12.4. При исключительно неблагоприятных погодных условиях, и в случае иных непредвиденных форс - мажорн ых обстоятельств, угрожающих безопасности участников, Главный судья (по согласованию с Контролером соревнований при его наличии) имеет право вносить изменения в программу соревнований: перенести время старта, очередность видов, отменить старт. В последнем случае стартовые (заявочные) взносы не возвращаются.

3.14. Природоохранные мероприятия

3.14.1. Организатор и участники соревнований обязаны соблюдать все природоохранные правила в районе соревнований. ФСО России и местные федерации вправе, исходя из приро доохранных соображений, вводить в отдельных районах ограничения на количество массовых стартов в одном летнем сезоне, а также на максимальное число участников, посещающих один КП.

3.14.2. В случае создания полевых лагерей для размещения участников должны б ыть соблюдены все требования экологии и безопасности.

3.15. Информационное обеспечение соревнований

3.15.1. Информационное обеспечение соревнований имеет целью получение своевременной, равнодоступной информации о соревнованиях, местности и дистанциях для всех его участников.

3.15.2. Предварительная общая информация о соревнованиях официального календаря ФСО России (бюллетень No1) должна быть опубликована (разослана во все региональные (территориальные) ФСО и другие участвующие организации) не позднее, чем за 6 месяцев до проведения соревнований, и должна содержать максимально исчерпывающую информацию:

4. Обеспечение справедливости соревнований по спортивному ориентированию и определение победителя

4.1. Обеспечение справедливости состязаний 4.1.1. Все лица, принимающие участие в соревн ованиях по ориентированию, должны сохранять честность и справедливость, спортивные отношения и дух дружбы по отношению друг к другу, официальным лицам, журналистам, жителям района соревнований.

4.1.2. За исключением несчастных случаев внешняя помощь участ никам соревнований запрещена. Все участники обязаны помогать пострадавшим спортсменам.

4.1.3. По согласованию с проводящей организацией Организатор должен заранее объявить о месте проведения соревнований и о районах, разрешенных и запрещенных для проведени я тренировок.

4.1.4. Получение любой информации относительно карты и дистанций соревнований, помимо официально объявленной, запрещено.

4.2. Результаты и места

4.2.1. Результат участника (эстафетной команды) в соревнованиях в заданном направлении определяе тся по времени, затраченному на прохождение дистанции от момента старта (технического старта при его наличии) до финиша.

Более высокое место присуждается спортсмену, имеющему меньший результат.

Результат и место участника в соревнованиях по выбору определя ется в соответствии с п.3.3.1.

Результат и место участника в соревнованиях на маркированной трассе определяется в соответствии с п.3.4.7.6.

4.2.2. Если в соревнованиях в заданном направлении с раздельным стартом несколько спортсменов имеют одинаковый резул ьтат, им присуждается одинаковое место. В протоколе они должны стоять в том порядке, в каком они стартовали. После участников, показавших одинаковый результат, остается столько незанятых мест, сколько участников имеют одинаковый результат, минус единица.

4 .2.3. Место в соревнованиях с общим стартом, а также в соревнованиях с задержанным стартом (гонка преследования) определяется порядком прихода на финиш.

Место в эстафете определяется порядком прихода на финиш спортсменов последнего этапа.

4.2.4. Если резул ьтат участника аннулирован, место ему не определяется.

Если результат участника эстафетной команды аннулирован, место команде не определяется.

4.2.5. Результат и место команды в лично - командных соревнованиях и место команды в комплексном зачете определяютс я согласно условиям, определенным Положением.

Места определяются только участникам и командам, оговоренным в Положении.

4.2.6. Результаты считаются утвержденными, если через 1 час после публикации предварительных результатов и контрольных карт на “МТ” и “Т О” протестов и заявлений не поступило, или сразу после принятия решения по последнему протесту или заявлению.

4.2.7.Если два и более участников заняли одинаковое призовое место, каждый из них должен получить соответствующий приз, медаль и (или) диплом.

4.3. Заявления, протесты, апелляции

4.3.1. При несогласии с предварительным результатом подается письменное заявление Главному секретарю. Если решение по заявлению не удовлетворяет представителя (участника), подается протест.

Протесты рассматривает Главный с удья.

Если протест связан с результатом, то он должен быть подан не позднее, чем через 1 час после опубликования предварительного результата.

4.3.2. Протест по нарушению Правил или Положения о соревнованиях может быть подан представителем команды, а в соре внованиях, где участник может заявиться самостоятельно — самим участником или тренером в письменном виде не позднее, чем через час после закрытия финиша.

4.3.3. Прот ест по допуску к соревнованиям участника должен быть подан не позднее 1 часа после опублико вания протоколов старта и должен быть рассмотрен до начала старта. В случае невозможности принятия решения до начала старта участник допускается к старту под протестом, а решение по протесту принимается до утверждения результатов.

4.3.5. Если решение Главного судьи по поданному протесту не удовлетворяет протестующего, он вправе подать апелляцию в жюри. Апелляция должна рассматриваться в течение часа. Если требуется более длительное рассмотрение по фак там, изложенным в протесте и ап ел л яции, то решение должно быть вынесено обязательно до утверждения результатов.

4.2.6. Протест, апелляция подаются бесплатно.

5. Требования к участникам спортивного соревнования

5.1. Участники соревнований

5.1.1. Для соблюдения равенства условий борьбы для всех участников соревнования проводятся по возрастным группам. Принадлежность спортсмена к той или иной возрастной группе определяется полом и календарным г одом, в котором он достигает соответствующего возраста.

«ОЛ» Для спортивного ориентирования на лыжах началом календарного года считать первые соревнования календаря зимнего сезона.

Условное обозначение группы (индекс) состоит из начальной буквы пола участ ников и числа, определяющего максимальный возраст спортсмена, выступающего в этой группе для младших групп и минимального для групп ветеранов. Внутри возрастных групп могут быть образованы группы по сложности и длине дистанции и спортивной квалификации уча стников. Соответственные обозначения групп — Ж21А, Ж21Б, М21А, М21Б, М21АК и т.п. Группы МЭ - М Элита и ЖЭ - Ж Элита используются на соревнованиях с дистанциями класса «мастер спорта» для мужчин и женщин основных возрастных групп М21 и Ж21.

5.1.2.Официальные соревнования проводятся по следующим возрастным группам (возраст, обозначенный ч исло м, располагающ им ся после слова "до", не включается в данную возрастную категорию) мальчики, девочки (до 11 лет) мальчики, девочки 8 - 10 лет (М10, Ж10) все дисц иплины; мальчики, девочки (до 13 лет) мальчики, девочки 11 - 12 лет (М12, Ж12) все дисциплины; мальчики, девочки (до 15 лет) мальчики, девочки 13 - 14 лет (М14, Ж14) все дисциплины; юноши, девушки (до17 лет) юноши, девушки 15 - 16 лет (М16, Ж16) кросс овые дисциплины; юноши, девушки (до 18 лет) юноши, девушки 15 - 17 лет (М17, Ж17) лыжные и велокроссовые дисциплины; юноши, девушки (до 19 лет) юноши, девушки 17 - 18 лет (М18, Ж18) кроссовые дисциплины; юниоры, юниорки (до 21 года) юниоры, юни орки 19 - 20 лет (М20, Ж20) все дисциплины; мужч ины, женщины 21 год и старше (М21, Ж21) все дисциплины.

5.1.3. Состав участников возрастной группы на конкретные соревнования определяется Положением. 5.1.

4. На соревнованиях, проводимых федерациями спорт ивного ориентирования и иными организациями, д опускается другое формирование возрастных групп: - На соревнованиях для спортсменов возраста 20 лет и моложе возможно формирование групп по каждому году рождения или по учебным классам.

На соревнованиях мужчин и женщин старше 30 лет допускается формирование групп с интервалом 5 или 10 лет. В этом случае спортивные разряды и звания не присваиваются.

5.2. Допуск к соревнованиям.

5.2.1. Допуск к соревнованиям осуществляется на основании Положения.

5.2.2. Женщины (юниорки, девушки, девочки) имеют право соревноваться в соответствующих мужских группах, если это не запрещено Положением.

5.2.3. Юниоры, юниорки, юноши, девушки, мальчики, девочки имеют право соревноваться в следующей, более старшей возрастной группе, из числа рекомендованных Правилами, если это допускается Положением, с разрешения Жюри соревнований (или Главного судьи), при наличии специального допуска медицинского учреждения и тренера.

5.2.4. Юниоры, юниорки, юноши, девушки, мальчики, девочки не имеют п рав а соревноваться в более младшей возрастной группе

Для эффективного обучения технике спортивного ориентирования вначале определим перечень тех знаний, умений и навыков, освоение которых даст возможность считать, что ученик освоил начальный этап и можно продвигаться дальше.

Перечень:

  1. Знание условных знаков.
  2. Привыкание к лесу, к ориентированию.
  3. Понимание схемы, карты.
  4. Определение сторон света без компаса, ориентирование карты.
  5. Определение азимута на ориентир.
  6. Измерение расстояния на карте, контроль расстояния на местности.
  7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок.
  8. Ориентирование с тропинки на тропинку, срезки с тропинки на тропинку.
  9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца.
  10. Чтение рельефа.

Упражнения для обучения знаниям, умениям и навыкам

1. Условные знаки (далее УЗ) карт спортивного ориентирования, безусловно один из важнейших знаний, без которого спортсмен подобен ученику пытающемуся без знания букв понять, что написано в книге. Для изучения УЗ можно применить следующие упражнения:

1.1 .Объяснить таблицу УЗ – сопоставить графическое изображение с реальными объектами.

1.2. Сделать из УЗ “лото”: на табличках нарисовать условные знаки, на “бочонках” написать название – из мешка достаем название, тот, у кого на таблице нарисован данный УЗ, закрывает клетку, все остальное как в лото.

1.3. Раздать спортивные карты, задание – перерисовать УЗ по группам:
а) гидрография,
б) растительность,
в) рельеф,
г) скалы и камни,
д) искусственные сооружения.

1.4. На одинаковых картах дать задание найти на скорость самую маленькую или большую поляну, то же озеро, то же болото, подсчитать количество микроямок и других точечных ориентиров, назвать знаки, сориентированные вдоль линии магнитного меридиана.

1.5. “Путешествие” по карте вдоль линии магнитного меридиана или произвольно – называем УЗ, ученики называют объект или наоборот.

1.6. Эстафета, в которой на линии поворота вешаем контрольные пункты (далее КП) с УЗ вместо номера, участники передают карточки, в которых пишут название УЗ.

1.7. “Диктант” - тренер словесно описывает путь, ученики рисуют схему с помощью УЗ.

1.8. На карточке нарисованы по пять УЗ, один из которых не соответствует группе, например, четыре точечные, один линейный, ученики должны определить не соответствующий знак.

2. Привыкание к лесу, к ориентированию – данный навык необходим для преодоления естественного страха перед незнакомым лесом и для привыкания детей к процессуориентирования.

2.1. Пробежки группой с тренером по маркированной трассе, вдоль трассы около ориентиров вывесить таблички с рисунком УЗ.

2.2. Пробежки сначала группой, затем по одному по маркированной трассе, отметить на карточке встречающиеся КП или некоторые, например, те на которых изображен УЗ группы “рельеф”.

2.3. В классе, в спортзале или на школьном дворе оборудовать до 20 КП, задание – отметить все КП по порядку, отметить КП с УЗ гидрографии. То же с эстафетой.

2.4. Тренер словесно с карты описывает путь движения, ученики по картам следят, контроль производится на КП – ученики показывают, где находятся.

2.5. Ученики по карте с нарисованной “ниткой” словесно описывают, что они “видят” вокруг себя: “иду по тропинке, слева вижу в двадцати метрах микроямку” и т.д.

2.6. Тренер схематично рисует в увеличенном изображении фрагменты из карты, ученики ищут соответствующие места на карте, вариант – кусочки дистанции.

3. Понимание схемы, карты – навык, необходимый для понимания спортивной карты – что собой представляет, как создается, как используется в спортивном ориентировании.

3.1. Задание нарисовать карту своей руки, назвать пальцы на карте и в реальности.

3.2. Нарисовать карту парты, самим расположив предметы на ней – начало масштабирования.

3.3. Расположив на поле несколько предметов, дать задание нарисовать карту.

3.4. Вместе с группой составить карту класса, спортивного зала, школьного двора, по очереди поставить дистанции с КП.

3.5. Сравнить карты и схемы географические, землеустроительные, лесоустроительные, городские и т.д. Рассмотреть аэрофотоснимки.

3.6. “Мозаика” - карту разрезать на части, для новичков на крупные фрагменты, для более опытных на мелкие, задание – сложить карту, на время или в эстафете.

4. Определение сторон света – этот навык необходим прежде всего для соблюдения безопасности при занятиях спортивным ориентированием, неопытные ориентировщики в лесу иногда теряют ориентацию, компас может потеряться или сломаться, его не может быть вовсе. Ориентирование карты необходимо для успешного выполнения ориентирования – главные навыки: “север” карты должен совпадать с направлением на север, карту нужно читать “от себя”.

4.1. Научить определять направление на север по деревьям, по муравейникам, по солнцу, по звездам.

4.2. На листе в клеточку нарисовать линию север-юг, обозначить старт и провести диктант по направлениям и количеству клеток движения. Например: “на север три клетки, на северо-запад две клетки” и т.д.

4.3. Ученики делятся на две команды, тренер указывает направление на север, вызывает по одному участнику и показывает направление – кто раньше назовет, тот зарабатывает балл для команды.

4.4. В спортивном зале на полу рисуем клетки и маршрут, на руках “карта” - участники ходят по маршруту и при изменении направления движения поворачивают карту, выполняя принцип чтения “от себя”.

4.5. На местности во время прогулки или кросса группа по команде двигается в определенном направлении с контролем расстояния, например, на северо-восток 200 метров, затем тренер меняет направление и расстояние.

4.6. “Диктант” движения по карте, ученики при каждой смене направления меняют положение карты, чтобы читать “от себя”

5. Определение азимута на ориентир – в это умение входит навык пользования компасом, не только определение азимута, но и контроль направления в движении.

5.1. Изучение компаса, обучение определению азимута на ориентир, азимута на КП по карте.

5.2. У каждого учащегося карты с дистанцией и компаса, во время выполнения физических упражнений по команде все берут азимут на следующий КП, показывают тренеру направление движения.

5.3. На местности вокруг старта ставим КП на различном удалении, задание – с помощью азимута найти по очереди все КП, возвращаясь на старт после каждого выполнения.

5.4. На местности ставим по “белой” карте (лист бумаги с дистанцией без условных знаков, с направлением на север) замкнутую дистанцию, все проходят дистанцию по азимуту с учетом указанного масштаба.

5.5. В солнечный день ученики определяют азимут на КП с помощью компаса, но находят КП, оставив компас на старте – используют для выдерживания направления тени от деревьев. Проводится как на “белой”, так и на обычной карте.

6. Измерение расстояния на карте, перевод в метры с учетом масштаба, контроль расстояния на местности – ориентировщик должен по карте точно определять расстояние до ориентира, которое он должен преодолеть и проконтролировать пройденное расстояние на местности.

6.1. На карточку нанести различной длины линии, сначала прямые, затем криволинейные – задание измерить в миллиметрах длины линий, перевести в метры при разных масштабах карт, записать ответ на карточках. Измерения проводить глазомерно, с проверкой себя с помощью линейки.

6.2. По команде тренера учащиеся наносят в тетрадь отрезки различной длины: в сантиметрах, в миллиметрах, в метрах при таком-то масштабе.

6.3. Тренер описывает движение по карте с указанием расстояния в метрах, далее с указанием расстояния в сантиметрах в другом, нежели у учащихся, масштабе.

6.4. Отмерить в различной местности (по дороге, в поле, в лесу, на болоте и т.д.) 100 метров, подсчитать в беге на соревновательной скорости шаги одной ногой (только левой или только правой) – так называемые пары шагов, запомнить каждому свои показатели.

6.5. Во время кроссовых тренировок измерять счетом пар шагов пройденное расстояние, контролировать по карте или взаимно.

6.6. Во время кросса глазомерно определять расстояние до ориентира, контролировать счетом пар шагов.

6.7. КП поставить на учебной дистанции на линейных ориентирах (на расстоянии от них до 10 метров) с указанием на каждом расстояния до следующего.

6.8. Учащиеся проходят дистанцию по словесному описанию, например: по тропе 200 метров, свернуть на юго-запад, по азимуту 195 градусов пройти 160 метров, по ручью вниз 250 метров и т.д.

7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок – задача на этом этапе научить новичка не просто бегать по местности, а двигаться по дистанции с постоянным чтением карты.

7.1. На знакомой местности на 2-3 тропинках поставить КП – на развилках, на пересечении с полянами, с ручьями, возле заметных, однозначных ориентиров, пробегать группой, отметить на карте расположение КП, на следующей тренировке дать задание самостоятельно пробежать ту же трассу и отметить КП (поменять местоположения КП), далее дать карту с другими КП на той же трассе – задание самостоятельно найти КП.

7.2. На карте по тропинкам провести линию – “нитку”, установить КП на ориентирах, учащиеся пробегают по тропинкам, стараясь придерживаться нарисованной линии, отмечают на карте местонахождение всех КП.

8. Ориентирование с тропинки на тропинку – данный навык продолжает развитие мышления ориентировщика, является этапом к постоянному ориентированию.

8.1. Бег по маркированной дистанции с переходом с тропинки на тропинку по маркировке.

8.2. Бег по тропинке с КП на переходе с тропы на тропу, на КП стрелка, указывающая направление перехода, на второй тропе тоже стоит КП.

8.3. Бег группой по тропинкам, взятие КП с ориентиров на тропе, КП находятся не очень далеко от троп.

8.4. Самостоятельная постановка КП, сначала на развилках троп, на местах пересечения троп с полянами, с ручьями, далее на точечных или площадных ориентирах недалеко от троп.

9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца – при подгибании карты необходимо сохранять максимум информации при удобствах работы с картой (большое рабочее поле - карта рвется, с ней неудобно работать, маленькое рабочее поле – можно не увидеть важную информацию).

9.1. Во время обсуждения дистанций в аудитории следить за складыванием карты, слежением за движением с помощью большого пальца (большой палец руки должен находиться на том месте карты, где спортсмен определился в данный момент, или в последний раз).

9.2. Во время кросса в парах, один рассказывает второму, глядя на бегу в карту, свой оптимальный вариант движения по дистанции, второй контролирует движение по карте, складывание карты и сопровождение с помощью большого пальца первого участника, время от времени меняются ролями.

10. Чтение рельефа – очень много КП ставятся на рельефе местности, поэтому очень важно правильно прочитать рельеф, кроме того, при движении по дистанции практически все время используется рельеф местности как ориентир.

10.1. На карточках нарисовать несколько профилей и горизонталей вершин, задание – найти соответствующие профилю рисунки горизонталей.

10.2. Определить по рисунку горизонталей, какой холм самый высокий, низкий, какой склон крутой, какой пологий.

10.3. Для 5-6 описаний подобрать соответствующие профили и рисунок горизонталей, например: а) холм высотой 15 метров в одной вершиной посередине, б) с двумя вершинами, равными по высоте и т.д.

10.4. На карте закрасить красным цветом выступы рельефа, синим – лощины и впадины.

10.5. На карте с мелким и средним рельефом нарисовать круги диаметром 3-4 сантиметра, внутри круга точкой отметить “солнце”, задание - карандашом нарисовать тени от “солнца” внутри круга.

10.6. Взять карту с дистанцией и чистый лист бумаги, задание – нарисовать профиль по сечению рельефа вдоль прямой линии, соединяющей КП, с соблюдением масштаба и сечения рельефа.

10.7. На карте с дистанцией найти и нарисовать карандашом путь с наименьшим (наибольшим) набором высоты между двумя КП.

Похожие публикации