Easyski - Спортивный портал

Болевые приемы на суставах пальцев. Болевые зоны, блоки и захваты Болевые приёмы на голеностопы

В любом, даже самом жестком виде спортивных единоборств существует запрет на особо опасные, а потому и очень эффективные для реальной схватки техники.

Удары по затылку и в пах, удары головой, пальцевые захваты за горло и гениталии, болевые приемы на пальцы рук. К подобной технике относятся и воздействия на шею противника путем ее сворачивания.

Приемы эти - крайне эффективны и эффектны - тело всегда следует за головой. Две даже не очень сильные, руки, если умеют, всегда свернут одну даже очень крепкую шею. Голова - со всеми ее выступами и углублениями, как бы создана для того, что бы ее было удобно хватать - за подбородок, глазницы, нос, уши, щеки и т п.

Подобная техника состоит на вооружении всех спецслужб - она позволяет проводить задержания без поддержки товарищей, а в особых случаях - калечить и убивать преступников.

Овладеть этим разделов приемов, буквально жизненно необходимо любому, серьезно заинтересованному в самообороне человеку.

Вариантов приемов - много, не обязательно владеть всем арсеналом, выберите то, что получается у вас лучше всего - что не встречает у вас внутреннего сопротивления - сворачивать шею, для некоторых, как бить кулаком в лицо - часто неприемлемо.

Выполняя прием аккуратно с дозированным усилием - вы переведете противника в положение лежа, для последующих действий - контроля или добивания, кровяного удушения. Если будете выполнять прием с силой и резко - серьезно травмируете шею противнику в большинстве случаев.

Итак начнем все по порядку.

Первая атака.

Назревает силовой конфликт или ситуация в которой вам нужно задержать, обезвредить стоящего перед вами человека. Атакуем первым номером - не давая противнику шанса.

Положения готовности к обороне из которого удобно выполнять прием.

1 - " Лампочка " - сложить кисть правой руки не глубокой чашкой и упереться ей в основание подбородка противника толкая от себя, левой рукой помочь себе захватив голову противника в районе затылка. Закручивая голову против часовой стрелки, занести свою левую ногу по дуге, вращаясь вокруг оси до падения противника на пол.

Эксперт Кевин О Хаган демонстрирует прием.

Если прием выполнить резко - то вполне можно "свернуть шею" противнику.

Примеры "лампочек" на любой вкус.

" Рыболовный крючок"- скрут головы " лампочкой " всего одной рукой.

Прием демонстрирует А. Медведев, создатель системы УНИБОС.

Ввести большой палец правой руки за щеку противнику по направлению к его уху - оттягивая щеку, и закручивать его голову до тех пор пока она не ляжет затылком вам на предплечье другой руки - после чего быстро освободить палец и перехватить противника указательным и средним пальцами за ноздри или, если пальцы соскользнут за глазницы. Удерживая противника в положении лежа затылком на вашем предплечьи сопроводить его до удара головой о стену, угол или уронить его резким рывком за ноздри, глаза.

"Лампочка" захватом за волосы. Если у противника пышная шевелюра - ему легко скрутить голову погрузив ваши ладони в его волосы по бокам головы. Тянуть на себя и закручивать до падения противника перед вами на спину (оборот головы на 180 градусов). Захватывая волосы -расставляйте пальцы и старайтесь ухватить как можно больше волос.

"Лампочка" захватом за уши.

Хватать противника за уши и закручивать аналогично приему с захватом волос. Уши забирать плотно в кулак и тянуть вверх и на себя для усиления болевого эффекта.

"Лампочка" с захватом за горло.

Захват шеи - одной рукой пальцами за горло, а второй обхватить за голову как ствол дерева. Далее следует скручивать шею противника своей обхватившей рукой, зацепившись пальцем за его глазницу и усиливая давление на горло другой рукой.

2 - воздействие на голову нажатием на нос.

Контролируя прихватом правой руки плечо одноименной руки противника, упереться ладонью левой руки в подбородок противника, толкая его от себя и запрокидывая голову противника упором пальцев в основание носа. Голову следует толкать влево, одновременно вращаясь самому не теряя контроль руки до падения противника. Если по какой то причине ладонь соскользнет с носа - продолжить давление пальцами на глаза (большим и средним или указательным пальцами).

Сотрудник спецподразделения демонстрирует выполнение приема, входящего в УНИБОС.

На прихваченную руку выполнить болевой контроль захватом за пальцы, или добейте упавшего топчущим ударом ноги в - шею.

3 - Воздействие на голову упором в глаза.

Упереться ладонью в подбородок противника снизу, как в конечной фазе китайского джеба, толкать, запрокидывая голову противника назад.

Джим Гровер демонстрирует начальную фазу приема.

Другой рукой контролировать разноименную руку противника или обнять его за талию со встречным давлением к себе. Если ваша рука соскользнет с подбородка - " воткнуть " растопыренные пальцы в глаза противника снизу и продолжить давление до падения его на землю.

Вариант при котором противник захватил вас за одежду на груди.

Эксперт Джим Гровер демонстрирует прием при освобождении от захвата..

Кукиш - давление на кадык - как при складывания кукиша.

Клещи - давление с двух точек - большой палец давит с одной стороны, а с другой - средний и указательный, причем средний давит сверху на указательный, что усиливает общее давление на одну точку.

4 - Излом шеи захватом за лицо сзади.

Выполнение: развернуть противника к себе спиной одним из двух способов:

1- захватом за плечи - одна рука толкает, другая тянет. Жесткий вариант этого приема захват за разноимённую руку, в любое место от локтя до плеча своей нижней (передней) рукой. Шокирующий расслабляющий удар ладонью в лицо. После чего, с рывком на себя рукой державшей захват, пройти за спину и провести опрокидывание противника назад с захватом двумя руками за лицо.

Варианты жестких захватов в демонстрации О Хагана.

За лицо и горло.

Для этого - голова противника прижимается к вашей груди на отшаге, затем следует "надломить" его шею наклоном, усаживая противника на землю между ваших ног. Сидячего между ваших ног добить ударами сверху по переносице - кулаком - молотом, основанием ладони. Можно продолжить управление телом противника, поворачивая его голову и перекладывая тем самым его на живот. Далее можно взять удушающий захват предплечьями сзади или сильно ударить противника о землю лицом.

Можно если очень нужно свернуть шею противнику, как показывает ОХаган:

Обхватить голову противника одной рукой, наложив захват на нижнюю челюсть, накрыв ладонью подбородок. Вторая рука - на затылок. Скрутить встречным движением - если резко -можно "свернуть шею ". Этот прием часто демонстрируют герои боевиков в кино.

Можно не садить противника, а жестко уронитьего на спину - для этого, достаточно резко бросить захват головы в момент когда она окажется у вас на груди, а сам он прогнется назад до критического положения. Отпуская захват следует отшагнуть, освобождая место для падения.

Добить в особом случае - топчущим ударом стопы в горло. Во всех остальных - перехватить руку за пальцы кисти и выполнить на них болевой рычаг - для контроля.

Атака сзади.

Если вам необходимо напасть на злоумышленника, который ничего не подозревает об этом - то целесообразно это выполнить сзади.

Делаем все как и описано выше - захват сзади головы противника ладонями за лицо (желательно предварительно толкнуть стопой в его одноименный подколенный сгиб - противник, тогда качнется чуть назад "отдавая" свою голову вам в руки), а далее - захваченную голову прижать к своей груди и сгибаясь, отшагнуть назад.

Вариант с усаживанием или с опрокидыванием.

Варианты последующих действий:

1 - отпустить захват позволяя противнику упасть на спину. Добивать в этом случае штампующим ударом ноги в лицо, горло.

2 - не отпуская захват, посадить противника на пятую точку, далее, скручиваясь корпусом и продолжая воздействие на шею противника -перевернуть его на живот. Далее варианты:

А- изменив направления воздействия, ударить противника об пол головой

Б- удерживая голову противника максимально запрокинутой сесть ему на спину, взять на японский удушающий захват.

Бас Руттен демонстрирует удушающие захваты сзади.

3 - Скрут шеи сзади. Из положения сзади так же можно выполнить скручивание шейных позвонков:

Обнять противника за голову в районе нижней челюсти одной рукой, помогая себе другой - подъем головы противника захватом за лобную часть за глазницы пальцами. Соединить свои руки в замок над его плечом и продолжая скрут головы давлением предплечья на его нижнюю челюсть занять удобное положение переместив свои ноги и откинувшись назад.

Вариант взять захват, ударом ладони по челюсти.

Пришло время ознакомиться с техникой воздействия на шейные позвонки в защите.

Рассмотрим самые "страшные виды " атак.

Боксерские удары.

Противник атакует джебом.

Отбить удар влево своей передней левой рукой с прихватом за плечо. Подтягивая противника по ходу движения, обнять своей правой его за голову, наложив ладонь на нижнюю часть лица. Скручивая шею нападающего вправо с отшагом - опрокинуть его и добить на земле.

На этом фото этот вариант приема показан с другого ракурса.

Джим Гровер защищается от удара телескопической дубинки.

Противник атакует правым кроссом.

Уйти, скручиваясь по ходу удара, парируя левым локтем внутрь. На возврате захватить голову противника и провести прием « лампочка», скручивая голову нападающего против часовой стрелки.

Противник бьет боковым справа.

Блок и опрокидывание давлением снизу на подбородок и глаза с опрокидыванием.

Противник бьет левый боковой.

Выполнить блок поднятой рукой, сближаясь. Той же рукой обхватить шею противника и применить прием «ломок ».

"Ломок".

Лицом к противнику, вплотную, обхватываем его шею сзади своим локтевым сгибом, другой рукой захватываем свое запястье и скручиваем шею, бросая противника, за счет резкого вращения тела вокруг вертикальной оси и резкого понижения центра тяжести. Есть нюансы, используя которые можно уронить более мощного противника. - нужно войти в противника и как можно более плотно прижаться корпусом к его корпусу (это характерно почти для всех приёмов вольной, классики)- понизить центр тяжести и подобрать пах, избегая захвата за него - шея никуда в сторону не тянется, а скручивается поворотом вашего корпуса, а не тягой рук. Причём роняем противника прямо под местом скрутки шеи.

Вариант сворачивания шеи после прохода противнику за спину.

Можно ограничиться и удушением предплечьями.

Еще один вариант излома шеи - через спину.

Удобен после удара локтем сбоку, контролируя голову противника другой рукой.

Защита от тэйкдауна.

Противник прошел вам в ноги. Ближней к противнику рукой обхватить его голову за подбородок как будто несете одной рукой сбоку арбуз. Начинайте тянуть подбородок по направлению - себе под мышку помогая другой рукой захватом за лицо, лоб. Вращая таким образом голову заставить противника распластаться перед вами отпустив захват. Если упали на спину - скручивайте голову захватом за лицо, до тех пор пока противник не перевернется.

Вариант Баса Руттена при попытке противника захватить вашу переднюю ногу.

Медвежий обхват.

Противник обхватил вас спереди. Обнимите его одной рукой - как ствол дерева, зацепитесь пальцами ему за глазницу и тяните вращая голову от себя помогая упором другой руки в подбородок. Скручивать до падения противника.

Клинч - из положения захвата противника за шею снаружи (предплечье лежит у него на груди, а ладонь давит на шею сверху), обхватить свободной рукой его голову как ствол дерева и ухватиться за его нижнюю челюсть, ладонью накрывая рот.

Прием работает в клинче (особенно после удара коленом).

Вариант приема выполненного одной рукой:


Тайский клинч.

Встречный вход и захват шеи противника как в тайском клинче - сжимая ее предплечьями. Рывком вывести противника из равновесия по ходу его движения и вниз. Далее "обматывая" ладонями шею прижать противника лицом к своей груди (его нос должен упираться в вашу грудь), отшагивая назад и используя свой вес для "ломающего" воздействия на шею, положить противника на землю лицом вниз. Далее применить удержание давлением одной руки на голову.

"Ошейник".

Противник захватил вашу шею "ошейником".

Гильотина.

Захватить своей левой рукой снизу правое запястье противника, расслабляя захват на гортань. Повернуть плечи почти на 90 градусов вправо, а правую руку вытянуть вертикально вверх у правой стороны шеи противника. Сильно поворачивая корпус влево, захватить голову противника и потянуть вниз. Далее захватить левой рукой свой правый кулак и выпрямиться. Голова противника оказывается зажатой между вашей грудью и правым предплечьем.

Японский захват.

Если попались на японский захват в борьбе лежа.

Обеими руками схватить макушку головы противника и давить на излом в сторону, выворачиваясь.

В заключении рассмотрим скручивание шеи в атаке.

Остановка противника ударом в пах или живот с последующим скручиванием головы захватом за нижнюю челюсть и затылок.


кл слова: техника, рукопашный бой, захваты

Болевые зоны и методы воздействия на них (Техники RUSSIAN MOO SOOL HAPKIDO)

1. Точка под носом- здесь проходят ветви верхнечелюстного нерва и подглазничного нерва, а также носовой хрящ срастается с черепной костью. Воздействуют ребром ладони, вторыми суставами пальцев, «вилкой»/коготь тигра/.Удар средней силы вызывает острую боль, сильный удар приводит к болевому шоку, сотрясению мозга, потере сознания.
Противник проводит захват шеи с левого бока. Свою левую кисть ребром ладони со стороны мизинца поместить под нос. И, надавливая ребром ладони под носом вверх, под углом 45градусов, опрокинуть нападающего через свою левую ногу.


2. Угол челюсти- здесь находятся поверхностношейные лимфатические узлы, нервы, которые идут к голове. Воздействуют пальцами, вводя их под угол челюсти; непосредственно на сам угол воздействуют кулаками, вторыми суставами пальцев. Воздействия средней силы вызывают острую боль, сильные- потерю сознания.
Противник пытается захватить ноги. Захват своими руками плечей противника, нанести встречный удар правым коленом. Захват пальцами правой кисти зоны под углом нижней челюсти нападающего, левым ребром ладони надавить на его затылок. Надавить, одновременно вставая на правое колено.
3. Жевательная мышца-начинается от переднего и среднего отделов нижнего края скуловой дуги (сильно сомкните зубы, при пальпации щеки жевательная мышца будет хорошо прощупываться). Воздействие вторыми суставами пальцев вызывает сильную боль.
Противник захватил правой рукой вашу левую руку. Выполнить освобождение от захвата разрывом, расположив свою руку параллельно полу ладонью вниз. Захватить своей правой рукой правую руку нападающего, дернуть его на себя. Своей левой ладонью захватить подбородок нападающего, надавить вторым суставом правого кулака на жевательную мышцу, вставая на правое колено, заставить противника упасть.

БЛОКИ И ЗАХВАТЫ

Защита от ударов холодным оружием, ногами и руками осуществляется двумя основными способами: различными уходами от ударов (шагом назад, в сторону, наклоном корпуса, нырком, приседанием, прыжком) и блокировкой.

В свою очередь, блокировка бывает двух видов.

Во-первых , это жесткая остановка атакующей конечности путем подставки на ее пути предплечий (а в некоторых случаях — ноги, корпуса либо головы).

Наиболее распространенные блоки такого рода следующие:

Двумя предплечьями, сложенными крест-накрест;

Двумя предплечьями, поставленными параллельно друг другу;

Одним предплечьем снизу-вверх,

Плечом и предплечьем снизу-вверх.

Блок двумя предплечьями, сложенными крест-накрест

Блок предплечьями, поставленными параллельно друг другу

Блок предплечьем снизу-вверх

Блок плечом и предплечьем снизу-вверх

Удар основанием кулака

Удар ребром ладони

Но независимо оттого, каким конкретным способом осуществляется блокировка, надо всегда стремиться к тому, чтобы от блоков переходить к захватам атакующих конечностей.

При этом захваты производят либо за обнаженную часть конечности (лучезапястный сустав, пальцы) либо за одежду (рукав, воротник, плечо).

Некоторые считают, что выполнив захват обнаженной части руки невозможно удержать последнюю, особенно при сильном сопротивлении. Другие считают, что тренировка на захваты только за одежду приведет к тому, что боец не сможет работать против руки с оружием (особенно с ножом).

Истина в том, что если на человека нападают с ножом, кастетом или пистолетом, то обороняющийся в первую очередь старается все же схватить вооруженную руку и тем самым обезопасить себя от угрозы оружием. А надежно захватить вооруженную руку можно только путем захвата за обнаженную ее часть, так как при захвате за одежду рука с оружием, свободная в лучезапястном или локтевом суставе, может совершать обширные движения.

Следует также помнить, что при захвате за одежду удобнее делать бросок, а при захвате за обнаженную часть руки — болевой прием.

Во-вторых, это удары основанием кулака или ребром ладони по атакующей конечности с целью отклонения ее траектории в сторону от первоначальной.
Захваты производятся одной и двумя руками накладкой сверху, снизу или сбоку; локтевым сгибом за шею, руку либо ногу; пальцами за половые органы, горло, волосы на голове.


Анатомический и функциональный комплекс руки способствует осуществлению действию захвата. Однако существует не один, а несколько способов захвата, которые можно объединить в три большие группы: собственно захваты, которые можно называть зажимами, захваты с использованием силы тяжести и захваты-плюс-действие. Они не охватывают все возможности руки: кроме захвата, она еще может наносить удары, прикасаться, выражать мысли жестами. Мы их изучим последовательно.

Захват

Собственно захваты или зажимы делятся на три группы: пальцевые, ладонные и центрированные. Они не требуют участия силы тяжести.

Пальцевые захваты или зажимы

Они, в свою очередь, делятся на две подгруппы: зажимы двухпальцевые и зажимы многопальцевые.

А. Двухпальцевые зажимы представляют собой классический пример поллиси-дигитального зажима, осуществляемого обычно большим и указательным пальцами. Они могут быть трех типов, в зависимости от того, является ли оппозиция терминальной, субтерминальной или субтерминолатеральной.

  1. Зажим терминальной или термино-пульпарной оппозицией (рис. 246 и 247) наиболее тонок и наиболее точен. Он позволяет держать предмет небольших размеров (рис. 246) и подбирать очень тонкие предметы, например спичку, булавку (рис. 247). Большой и указательный (или средний) пальцы противопоставляются друг другу оконечностью пульпы и даже, если предметы совсем маленькие (волос), срезом ногтя. Поэтому нужна пульпа эластичная и правильно поддерживаемая ногтем, играющим главную роль в захвате такого типа. Следовательно, этот захват можно назвать пульпо-ногтевым. Этот способ захвата легче всего становится неосуществимым вследствие малейших повреждений руки. Дело в том, что он требует работы всех мышц, так как сгибание доводится до максимума, и особенно целостности следующих мышечных и сухожильных групп, в частности:
    • мышцы flexor digitorum profondus указательного пальца, которая стабилизирует дистальную фалангу в положении сгибания, чем объясняется важность восстановления в приоритетном порядке длинной сгибающей мышцы большого пальца (F.C.P.), если порезаны обе сгибающие мышцы;
    • мышцы flexor pollicis longus, по той же причине, со стороны большого пальца.
  2. Зажим субтерминальной или пульпарной оппозицией (подушечками пальцев) (рис. 248) является самым употребительным. Он позволяет держать относительно крупные предметы: карандаш или лист бумаги. Тест на эффективность субтерминального пульпарного захвата состоит в том, чтобы попытаться выдернуть лист бумаги, зажатый между большим и указательным пальцами. Если оппозиция хорошая, лист выдернуть невозможно. Этот тест, называемый тестом на симптом Фромана, позволяет оценивать силу мышцы adductor pollicis brevis и, следовательно, целостность локтевого нерва, который ею управляет.
    При этом способе захвата большой и указательный (или другой) пальцы противопоставляются друг другу ладонной поверхностью пульпы. Состояние пульпы имеет, естественно, большое значение, но дистальный межфаланговый сустав может находиться в разогнутом положении или даже блокироваться в полусогнутом положении артродезом. Главными для этого способа захвата мышцами являются:
    • flexor digitorum superficialis указательного пальца: стабилизация в сгибании второй фаланги Р2 ;
    • сгибающие тенарные мышцы первой фаланги Р1 большого пальца: flexor pollicis brevis, interosseus palmaris primus, abductor pollicis brevis и особенно adductor pollicis.
  3. Зажим субтермино-латеральной или пульпо-латеральной оппозицией (рис. 249): это когда вы держите монету. Этот способ захвата может дополнять собой терминальную или субтерминальную оппозицию, когда обе фаланги указательного пальца ампутированы: захват не такой тонкий, но все же сильный. Ладонная поверхность пульпы упирается во внешнюю поверхность первой фаланги Р1 указательного пальца. Главными для этого способа захвата мышцами являются:
    • interrosseus dorsalis primus indicis (чтобы стабилизировать в боковом направлении указательный палец, который, кроме того, подпирается другими пальцами);
    • flexor pollicis brevis, interroses palmaris primus и особенно adductor pollicis, активность которой была подтверждена электромиографией.
  4. Один из двухпальцевых захватов не образует поллиси-дигитального зажима. Это - межпальцевый латеро-латеральный захват (рис. 250), играющий совсем второстепенную роль (например, держание сигареты или любого другого небольшого предмета). Он обычно осуществляется между указательным и средним пальцами, без участия большого. Диаметр взятого предмета должен быть небольшим. Участвуют мышцы interossei (вторая ладонная и тыльная). Хватка слабая и неточная, но весьма полезная, так как людям с ампутированным большим пальцем удается удивительным образом развить эту функцию.


В. В многопальцевых захватах участвуют, кроме большого, два, три или четыре других пальца. Они позволяют держать предмет гораздо крепче, чем при двухпальцевом захвате, который более точен.
  1. В трехпальцевом захвате участвуют большой, указательный и средний пальцы. Он применяется чаще всего. Значительная, если только не большая, часть человечества, которая еще не пользуется вилкой, применяет такие захваты для того, чтобы класть пищу в рот. В этом случае он похож на пульпарный трехпальцевый захват (рис. 251), который применяется для того, чтобы держать в руке небольшой мячик, когда большой палец противопоставляет свою пульпу пульпе указательного и среднего пальцев по отношению к предмету. Для того чтобы, например, писать карандашом (рис. 252), необходим трехпальцевый захват, пульпарный для указательного и большого пальцев и латеральный для третьей фаланги среднего пальца, которая служит опорой, как и дно первой спайки.
    В этом смысле этот захват весьма направленный, и он сродни центрированным захватам, а также захватам-плюс-действие, которые мы рассмотрим позднее, поскольку написание букв является результатом не только движений плеча и руки, которая скользит по столу на своем локтевом ребре и мизинце, но и движений трех первых пальцев, которые задействуют мышцы flexor pollicis longus и flexor digitorum superficialis указательного пальца для осуществления возвратно-поступательного движения карандаша, а также внешние сезамовидные мышцы и вторую мышцу interroseus dorsalis для поддержания карандаша в руке.
    Действие отвинчивания пробки флакона (рис. 253) является трехпальцевым захватом, латеральным для большого пальца и второй фаланги среднего, которые противопоставляются друг другу непосредственно, и пульпарным для указательного пальца, который блокирует предмет на третьей стороне. Средний палец служит упором, опирающимся на безымянный палец и мизинец. Большой палец сильно прижимает пробку к среднему благодаря сокращению всех тенарных мышц; блокировка начинается благодаря мышце flexor pollicis longus и заканчивается под воздействием своей мышцы flexor digitorum superficialis. После того как пробка будет деблокирована, ее отвинчивание продолжится без помощи указательного пальца развертыванием большого и среднего пальцев: сгибание большого пальца, разгибание среднего. Это пример захвата-плюс-действие (см. ниже).
    Если сначала пробка завинчивается не очень туго, захват может быть трехпальцевым пульпарным для всех трех пальцев с движением отвинчивания путем сгибания большого пальца, выпрямлением среднего пальца и сопровождением указательного пальца в абдукции под воздействием мышцы intrrosseus dorsalis primus: еще один пример захвата-плюс-действие.
  2. Четырехпальцевые захваты используются, когда предмет более крупный и его следует крепко ухватить. Тогда захват может быть:
    • четырехпальцевым пульпарным (рис. 254), когда берут круглый предмет, например шарик для пинг-понга. Заметим, что при этом контакт является пульпарным для большого, указательного и среднего пальцев, но латеральным на третьей фаланге безымянного, роль которого состоит в том, чтобы помешать соскальзыванию предмета вовнутрь;
    • четырехпальцевым пульпо-латеральным (рис. 255), как при отвинчивании крышки. Контакт широкий на большом пальце, с участием пульпы и ладонной поверхности первой фаланги, как и на указательном и среднем пальцах; он пульпарный и латеральный на второй фаланге безымянного пальца, который блокирует предмет внутри.
      Охватывание крышки четырьмя пальцами придает спиральное движение второму, третьему и четвертому пальцам, и можно доказать, что результирующая усилий, которые они прикладывают, исчезает в центре крышки, которая двигается параллельно пястно-фаланговому суставу указательного пальца;
    • четырехпальцевым пульпарным поллиси-тригидитальным (большой палец + три пальца) (рис. 256), когда держат в руке уголь для рисования, кисть или карандаш: пульпа большого пальца сильно прижимает, поддерживая, предмет к пульпе указательного, среднего и безымянного пальцев, находящихся в почти полностью выпрямленном состоянии. Такой захват свойственен скрипачу или виолончелисту, держащему в руке смычок.
  3. Пятипальцевые захваты используют все пальцы; при этом большой палец противопоставляется остальным по-разному. Такие захваты обычно используются для хватания крупных предметов. Однако если предмет небольшой, его можно взять пятипальцевым пульпарным захватом (рис. 257); при этом только пятый палец вступает в латеральное соприкосновение. Если предмет будет крупнее, как, например, теннисный мячик, применяется пятипальцевый пульпо-латеральный захват (рис. 258): четыре первых пальца прикасаются всей ладонной поверхностью и почти полностью охватывают предмет; при этом большой палец противопоставляется трем другим, а мизинец препятствует своей внешней поверхностью малейшему соскальзыванию вовнутрь и проксимально. Несмотря на то что этот захват не является ладонным, так как мяч находится больше среди пальцев, чем в ладони, он уже весьма крепок.


Можно упомянуть и другой пятипальцевый захват, пятипальцево-спаечный (рис. 259), когда берут в руку крупные полукруглые предметы, например чашку, «завертывая» ее в первую спайку: сильно вытянутые и широко расставленные большой и указательный пальцы прилегают к ней всей ладонной поверхностью, что требует большой гибкости и нормальных возможностей сдвигания первой спайки. Это невозможно после переломов первой пястной кости или ранений первого межкостного промежутка, когда происходит ретракция этой спайки. Кроме того, чашка поддерживается (рис. 260) средним, безымянным пальцами и мизинцем, которые прикасаются к ней только своими двумя последними фалангами. То есть речь идет о пальцевом, а не ладонном захвате.


«Панорамный» пятипальцевый захват (рис. 261) позволяет брать довольно крупные плоские предметы, например блюдца. Он требует разведения пальцев под большими углами, причем большой палец, занимая крайние положения ретропозиции и разгибания, находится в положении максимальной контроппозиции. Он диаметрально противопоставляется безымянному пальцу (красные стрелки), с которым стягивает дугу в 180°, за которую цепляются указательный и средний пальцы. Мизинец заходит на другое полукружие таким образом, чтобы дуга, лежащая между ним и большим пальцем, была равна 215°; эти два пальца, находясь в положении максимального разведения, «в октаве», как говорят пианисты, образуют с указательным пальцем «треугольный» захват почти правильной формы, а с остальными пальцами - захват «паук», из которого предмет не может выпасть. Заметим, что эффективность такого захвата зависит от целостности дистальных межфаланговых суставов и от действия мышц flexores digitorum profondi.

В ладонных захватах участвует, кроме пальцев, ладонь руки. Они могут быть двух типов в зависимости от того, задействуется ли или нет большой палец.


A. При пальцево-ладонном захвате (рис. 262) ладонь противопоставляется четырем последним пальцам. Это вспомогательный захват, но он часто используется при управлении рычагом или рулем автомобиля. Предмет небольшого диаметра (3-4 см) удерживается между согнутыми пальцами и ладонью, а большой палец в этом не участвует: захват в некоторой степени крепок лишь в дистальном направлении; ближе к запястью предмет может легко выпасть, так как захват не блокирован. Кроме того, заметим, что ось захвата перпендикулярна оси руки и не совпадает с косым направлением ладонной борозды. Этот пальцево-ладонный захват может также использоваться для более крупных предметов, например стакана (рис. 263), но чем больше диаметр предмета, тем менее крепким будет захват.

B. Ладонный захват «всей рукой» или «всей ладонью» (рис. 264 и 265) является силовым захватом для тяжелых и относительно крупных предметов. Старинный и сегодня редко используемый термин «хватка» (poigne) прекрасно подходит для обозначения захвата этого типа и заслуживает возврата в употребление как предпочтительный английскому термину «grasp». Рука буквально обвивается вокруг цилиндрических предметов (рис. 264); ось предмета приводится в направление ладонной борозды, т.е. наклонной, от основания гипотенарного бугорка до основания указательного пальца. Эта наклонность к оси руки и предплечья соответствует наклону рукоятки инструментов (рис. 265) и, к сожалению, приклада стрелкового оружия, которые образуют угол от 100 до 110°. Легко заметить, что легче компенсировать, благодаря ульнарному наклону запястья, слишком большой угол (120-130°), чем слишком малый (90°), так как радиальный наклон гораздо меньше.

Объем схваченного предмета обусловливает силу захвата: он оптимален, если позволяет большому пальцу прикасаться (или почти прикасаться) к указательному. Дело в том, что большой палец образует единственный упор, противостоящий нажиму четырех других пальцев, а его эффективность пропорциональна степени его сгибания. От этого зависит диаметр прикладов оружия и рукояток инструментов.

Форма хватаемого предмета также имеет значение, и поэтому сегодня изготавливают рукоятки с оттисками пальцев.


Необходимыми для этого вида захвата мышцами являются:
  • flexores digitorum superficialis и profondi и особенно interossei: для сильного сгибания первой фаланги пальцев;
  • все мышцы тенарного бугорка, особенно мышца adductor pollicis brevis и мышца flexor pollicis longus: для блокировки захвата благодаря сгибанию второй фаланги.
  1. 1) Если цилиндрический ладонный захват используется для предметов большого диаметра (рис. 266 и 267), он будет тем менее крепким, чем больше будет диаметр предмета. Тогда, как мы уже видели ранее, блокировка будет зависеть от действия пястно-фалангового сустава, который позволяет большому пальцу следовать по директрисе цилиндра, т.е. кругу, самому короткому пути для совершения оборота вокруг него. С другой стороны, объем предмета требует максимальной степени свободы отодвигания первой спайки.
  2. В сферических ладонных захватах могут участвовать три, четыре или пять пальцев. Если в них участвуют три (рис. 268) или четыре (рис. 269) пальца, последний из которых, будучи внутри - либо средний палец в трехпальцевом сферическом захвате, либо безымянный палец в четырехпальцевом сферическом захвате, - приходит во внешнее латеральное соприкосновение с предметом, образующим внутренний упор, поддерживаемый остальными пальцами, а именно, одним мизинцем или мизинцем совместно с безымянным. Этот упор противостоит давлению со стороны большого пальца, а предмет находится дистально заблокирован «крючком» или «крючками» пальцев, вступающих в ладонное соприкосновение с предметом.


В пятипальцевом ладонном сферическом захвате (рис. 270) все пальцы прикасаются к предмету своей ладонной поверхностью. Большой палец противостоит безымянному; вместе они образуют наибольший диаметр, а блокировка захвата дистально обеспечивается указательным и средним пальцами, а проксимально - тенарным бугорком и мизинцем. Захват очень крепкий благодаря участию всех пальцев в виде «крючков» и ладони. Это предполагает одновременно максимальные возможности отодвигания спайки и эффективность мышц flexores superficialis и profondi, обеспечивая соприкосновение всей ладони с предметом. Этот захват гораздо более симметричен, чем два предшествующих, и в этом смысле он является переходным к следующим.

Центрированные захваты

Центрированные захваты создают симметрию вокруг продольной оси, которая обычно совпадает с осью предплечья. Это очевидно в случае с дирижерской палочкой (рис. 271), которая в данном примере является лишь продолжением руки и представляет собой экстраполяцию указательного пальца в его роли указующего. Это необходимо с механической точки зрения при захвате отвертки (рис. 272), которая совпадает с осью проносупинации при завинчивании или отвинчивании. Это также ясно видно в захвате вилки (рис. 273) или ножа, которые лишь дистально продолжают руку в направлении указательного пальца. В любом случае предмет продолговатой формы крепко удерживается в руке ладонным захватом, в котором участвуют большой палец и три последних пальца, а указательный палец играет главную роль в придании инструменту нужной ориентации.

Центрированные или дирекционные захваты используются очень часто. Они требуют полной способности трех последних пальцев сгибаться, полного распрямления указательного пальца, сгибающие мышцы которого должны работать эффективно, а также минимум оппозиции большого пальца, для которого сгибание межфалангового сустава не является необходимым.

Описанные до сих пор способы захвата не требуют наличия силы тяжести: они осуществимы даже в космическом корабле. И наоборот, существуют такие типы захвата, для которых сила тяжести необходима и которыми пользуются на поверхности нашей планеты. Если сила тяжести отсутствует, мышцы атрофируются, но если она больше обычной, как, например, на Юпитере, мышцы должны усиливаться. Для спортсменов это - физический вид допинга, но как неудобно жить в центрифуге!


В этих захватах с помощью силы тяжести рука служит подставкой, как если бы она поддерживала поднос (рис. 274), что предполагает ее способность стать плоской с обращенной вверх горизонтальной ладонью, т.е. мы имеем полную супинацию и отсутствие скрюченных пальцев, что лежит в основе теста официанта, или ее способность образовывать треножник под предметом, который она несет.

Благодаря силе тяжести рука может также вести себя как ложка, т.е. как если бы в нее были насыпаны зерно (рис. 275) или мука или налита жидкость. В этом случае ладонная впадина продолжается впадинами пальцев, плотно сомкнутых друг с другом под воздействием мышцы interossei palmaris, чтобы избежать просыпания (выливания). Большой палец, играющий важную роль в этом действии, закрывает ладонную борозду снаружи: будучи полусогнутым, он прижимается ко второй пястной кости и первой фаланге указательного пальца под воздействием аддуктора. Более глубокая раковина может быть образована соединением двух рук (рис. 276) в форме полураковин, прилегающих друг к другу ульнарным краем, выражая жест приношения.

Для всех этих способов захвата путем поддержки необходима полнота супинации: без нее ладонь, единственная часть руки, которая может образовывать вогнутую поверхность, не может быть направлена кверху, так как замена супинации плечом никак невозможна.

Держание чашки тремя пальцами (рис. 277) осуществляется с помощью силы тяжести, так как окружность чашки зажимается между двумя упорами, образуемыми большим и средним пальцами, и «крючком», образованным указательным пальцем. Такой захват требует высокой стабильности большого и среднего пальцев и целостности мышцы flexor digitorum profondus указательного пальца, третья фаланга которого поддерживает чашку на весу. Мышца adductor pollicis brevis также необходима.

Захваты-крючки с участием одного или нескольких пальцев, применяемые, например, при несении ведра или чемодана или для того, чтобы зацепиться за неровности каменистой поверхности, также используют силу тяжести, противодействуя ей, и также нуждаются в целостности сгибающих мышц, в частности мышцы flexor digitorum profondus, которая может случайно порваться у альпинистов при осуществлении ими определенных захватов.

Уже описанные статические захваты не исчерпывают все возможности руки. Например, она также способна брать. Мы называем такие действия захватами-плюс-действие (РРА) или попросту захватами-действиями.


Некоторые из этих действий являются элементарными, как, например, запуск волчка (рис. 278) тангенциальным захватом большой палец/указательный палец или бросание шарика (рис, 279) резким расслаблением второй фаланги большого пальца под воздействием мышцы extensor pollicis longus; перед этим шарик удерживается в выемке указательного пальца, полностью согнутого мышцей flexor profondus.

Другие захваты сложнее, так как рука совершает действие, направленное на нее саму. В этом случае предмет, поддерживаемый одной частью ладони, подвергается воздействию со стороны другой ее части. Такие захваты-действия, когда рука воздействует сама на себя, неисчислимы; приведем некоторые примеры:

  • Зажигание зажигалки (рис. 280), которое довольно похоже на бросание шарика, когда зажигалка удерживается в выемке указательного пальца и остальных последних пальцев, в то время, как согнутый крючком большой палец нажимает на механизм под воздействием мышцы flexor pollicis longus и тенарных мышц.
  • Нажатие кнопки аэрозольного баллончика (рис. 281): в этом случае предмет удерживается ладонным захватом, а указательный палец, согнутый крючком, нажимает на кнопку под воздействием мышцы flexor profondus.
  • Резание ножницами (рис. 282): кольца надеваются, с одной стороны, на большой палец, а с другой, на средний или безымянный. Главным двигателем является большой палец, как при закрывании ножниц действием тенарных мышц, так и при их открывании мышцей extensor pollicis longus. Если раскрывание ножниц повторяется профессиональным движением, оно может вызвать разрыв этой разгибающей мышцы. Указательный палец направляет ножницы, что является примером захват-плюс-направляющее действие.
  • Прием пищи китайскими палочками (рис. 283), когда одна из палочек остается неподвижной, блокируемой безымянным пальцем в спайке большого пальца, а другая, приводимая в движение в трехпальцевом захвате большой/указательный/средний, образует с первой щипцы. Это, конечно, может служить для европейца хорошим испытанием на ловкость рук, в то время как жители Азии проделывают эту работу бессознательно, научившись есть палочками с самого раннего возраста.
  • Завязывание узлов одной рукой (рис. 284). И в этом случае речь идет о тесте на ловкость рук, которой обладают не все и которая предполагает независимое и координированное действие двух двухпальцевых зажимов: одного, состоящего из указательного и среднего пальцев, действующего латеро-латеральным захватом, и другого, состоящего из большого и безымянного пальцев, осуществляющего поллиси-дигитальный захват, довольно редко используемый. Хирурги применяют похожий метод, более простой, для завязывания узлов одной рукой. Такие многочисленные действия одной рукой весьма часто проделывают фокусники и иллюзионисты, ловкость которых гораздо выше средней и поддерживается каждодневными тренировками.
  • Левая рука скрипача (рис. 285) или гитариста осуществляет мобильный захват плюс действие: большой палец поддерживает гриф («рукоятку») скрипки и, двигаясь, служит противоположной опорой для четырех других пальцев, которые, прижимаясь к струнам, формируют звуки. Это давление на струну должно быть одновременно точным, твердым и модулированным, чтобы создавать вибрато. Эти сложные действия являются результатом продолжительного обучения, и умение их производить должно поддерживаться каждодневными упражнениями.
Каждый читатель может сам открыть для себя все разнообразие захватов-плюс-действие, которые являются самыми отработанными видами работы руки, обладающей всей полнотой своей функциональности, и могут служить тестами на функциональность.

"Верхняя конечность. Физиология суставов"
А.И. Капанджи

Болевые приёмы на суставы являются основной техникой в Современном Джиу-джитсу для достижения победы над противником (на втором и третьем местах стоят соответственно удушающие приёмы и ударная техника).

В Современном Джиу-джитсу допустимы любые болевые приёмы на любые суставы.

Болевые приёмы возможны при любых положениях противников:

  • оба противника стоят;
  • один лежит;
  • второй стоит;
  • оба противника лежат, т.е. находятся в партере.

Наиболее надёжны болевые в положении, когда оба противника находятся в партере. Болевые приёмы в стойке имеет смысл делать только в том случае, если один из них существенно опытнее второго. На более опытном противнике, или даже на равном по опыту, подобные болевые в большинстве случаев работать не будут.

По месту воздействия можно выделить такие группы болевых приёмов, как:

  1. Болевые приёмы на кисти
  2. Болевые приёмы на локтевые суставы
  3. Болевые приёмы на голеностопы
  4. Болевые приёмы на колени

Болевые приёмы на оставшиеся суставы, — плечевой и тазобедренные, имеют малую практическую ценность, т.к. эти суставы окружены мощными мышцами и имеют хорошую подвижность. Оба эти фактора сильно затрудняют болевые воздействия на эти суставы.

По способу воздействия все болевые приёмы можно разделить на четыре большие группы:

Болевые приемы на пальцы и кисти для освобождения от захватов - уроки борьбы

Практическая ценность подобных болевых приёмов относительно невелика вследствие хорошей подвижности, гибкости и чувствительности пальцев. В основном, подобные приёмы носят вспомогательную роль для отвлечения внимания противника при подготовке основного приёма, либо служат в качестве контрприёма для разъединения рук противника при его захватах и обхватах.

Однако на малоопытных или неосторожных противниках удаётся сделать и настоящие болевые приёмы на пальцы рук. В большинстве случаев все болевые на пальцы рук сводятся либо к рычагам на их суставы, либо к дожимам большого пальца или мизинца.

При болевых воздействиях на пальцы рук старайтесь одновременно захватить только один или два пальца, захват трёх или большего числа обычно заканчивается неудачей, — противник освобождается от такого захвата.

Болевые приёмы на кисти

Болевые приёмы на кисти намного более ценны, нежели болевые на пальцы рук и представляют собой группу дожимов и скручиваний. Рычагов на кисть не бывает.

Видео: переход с классического болевого на обратный узел руки

В большинстве случаев, прежде чем делать болевой на кисть, имеет смысл сделать узел на кисть. Узел на кисть ценен тем, что на относительно слабые мышцы одной кисти удаётся воздействовать более мощными мышцами обоих предплечий, или ещё более мощными мышцами корпуса. Помимо этого, противнику довольно сложно освободиться от такого захвата.

В случае дожима кисти с узлом на кисть из позиции верхом необходимо упирать локоть противника в собственный корпус, тем самым, ограничивая свободу движений в конечности противника.

Узлы на кисти можно использовать как вспомогательные приёмы при выходах на болевые на локти, а так же и как полноценные болевые приёмы в комбинациях с болевыми воздействиями на локти. Например: рычаг локтя корпусом лёжа на спине, рычаг локтя корпусом лёжа на животе, рычаг локтя корпусом лёжа на боку с захватом ногами за шею, скручивание локтя с узлом на локоть/кисть из позиции верхом.

Болевые приёмы на локтевые суставы

Болевые приёмы на локтевые суставы представляют собой самую многочисленную группу болевых приёмов, делятся на группу рычагов и скручиваний. Дожимов на локти не бывает. Болевые приёмы на локти можно сделать из очень многих позиций и обычно, если противник взят на болевой на локоть, освободиться ему уже практически невозможно.

Что бы сделать данный болевой из позиции боковой захват за шею, берём свободной рукой ближайшую руку противника и перегибаем её через своё бедро. Захватывать руку противника необходимо так, что бы чётыре пальца своей руки оказались бы сверху, иначе противнику будет легко освободиться.

Если рука противника, перегибаясь, достигает земли, то надо либо приподнять свою ногу от пола, либо подложить дополнительно вторую ногу.

В случае необходимости для усиления воздействия можно помочь себе второй ногой, накладывая её сверху на руку противника и помогая ей перегибать руку через бедро.

Рычаг локтя корпусом лёжа на спине — самый классический вариант рычага локтя. Обычно делается либо из позиции верхом, либо из позиции снизу с захватом верхнего. Для окончания поединка необходимо, плотно прижимая руку противника к своей груди, прогнуться на мостик, опираясь на пол плечами.

Внимание! Будет ошибкой, если локоть противника не будет упираться в нижнюю часть живота, в этом случае либо не удастся сделать сам болевой, либо противник высвободит свой локоть и уйдёт от болевого приёма.

Рычаг локтя корпусом лёжа на животе — очень похож по своей сути на предыдущий приём, отличаясь от него только тем, что оба противника лежат на животах, а не на спинах. Обычно делается либо из позиции верхом, либо из позиции снизу с захватом верхнего. Для окончания поединка необходимо, плотно прижимая руку противника к своей груди, прогнуться назад.

Дополнительно в данной позиции можно сделать дожим кисти, захватив её узлом или близким к нему захватом.

Внимание! Руку противника необходимо захватывать как можно глубже, и плотнее, что бы противник не смог бы выдернуть свой локоть, встав на колени и даже поднявшись в стойку.

Рычаг локтя корпусом лёжа на боку с захватом шеи ногами схож с классическим рычагом на локоть, отличаясь от него только дополнительным захватом ногами за шею. Этот захват ногами позволяет комбинировать болевой на локоть с удушением противника, что существенно осложняет положение противника.

Дополнительно в данной позиции можно сделать дожим кисти, захватив её узлом или близким к нему захватом.

Внимание! Захватывать шею и руку противника необходимо как можно глубже, что бы на шею противника попали колени, а не голени, иначе у противника появляется шанс вырваться из захвата.

Рычаг локтя корпусом лёжа на лопатках обычно является очень неожиданным для противника приёмом. Делается он, в основном, из позиции лёжа на спине с захватом верхнего. Существует масса вариантов выхода на данный приём, в качестве дальнейшего продолжения возможно падение обоих противников либо на спину, либо на живот с выходом в один из двух классических рычагов на локоть.

Внимание! Необходимо плотно и глубоко захватывать руку противника, не давая ему вырвать свою руку из захвата. Захват должен быть таковым, что бы болевой приём можно было бы сделать, даже вися на руке противника в случае отрыва атакующего от земли. Для улучшения захвата рекомендуется сгибать свою ногу в колене с захватом за шею противника, — левая нога нижнего на фотографии.

Обратный рычаг локтя корпусом лёжа на спине обычно является вспомогательным приёмом, выход на него делается, например, при неудачном исполнении рычага локтя корпусом лёжа на спине, при разъединении рук противника, если он их соединил между собой при попытке сделать классический рычаг локтя.

В отличие от предыдущих рычагов, в данном случае надо не откидываться назад и не прогибаться, а, наоборот, согнуться в пояснице вперёд, и опирая руку противника на своё плечо, прижимать его локоть к себе. При этом свои ноги надо согнуть в коленях, не давая тем самым противнику откатиться и вытащить свою руку.

Скручивание локтя с узлом на локоть или кисть из позиции верхом очень похоже на обычный узел на кисть и позволяет сделать болевое воздействие на локоть, выкручивая его наружу с опорой на своё бедро.

Данный приём является комбинированным болевым воздействием, т.к. способен вызывать болевые ощущения помимо локтевого сустава ещё и в плечевом и лучезапястном суставах.

Скручивание локтя с загибом руки за спину лёжа на спине делается с захватом локтя на обратный узел из позиции снизу с захватом верхнего. Иное, более распространённое название данного приёма — загиб руки за спину.

Данный приём является комбинированным болевым воздействием, т.к. способен вызывать болевые ощущения, как в локтевом, так и в плечевом суставах.

Иногда, при попытке выхода из позиции снизу с захватом верхнего на рычаг локтя корпусом лёжа на лопатках не удаётся перекинуть ногу через голову противника, и она остаётся у него плече. В этом случае имеет смысл сделать скручивание локтя с захватом шеи ногами лёжа на спине, — весьма неожиданный и эффективный и болезненный приём.

Внимание! Скручивание локтя происходит не за счёт силы рук, а за счёт давления бедром на локоть вследствие скручивания нижним своего корпуса в пояснице. Глядя на фотографию, может создаться впечатление, что нижний скручивает локоть противника за счёт силы своих рук, но на самом деле его руки только удерживают руку противника, а основное болевое воздействие происходит за счёт воздействия правой ноги атакующего влево и вверх путём скручивания его корпуса.

Ущемление бицепса — это болевой приём не на сустав, а на мышцы вблизи локтевого сустава, на бицепс или на мышцы предплечья.

Для надёжного проведения данного приёма, необходимо отклоняясь назад и вытягивая локоть на себя, прижимать запястье противника вниз. Прижимать можно либо рукой, либо ногой, перекинув её сверху и взявшись за неё рукой.

Ущемление бицепса позволяет либо сразу же завершить поединок болевым воздействием на мышцы, либо расцепить руки противника и выйти на рычаг локтя корпусом лёжа на спине.

Внимание! Иногда встречаются противники малочувствительные к данному болевому воздействию, в таком случае в данной ситуации для разъединения рук противника следует переходить либо на обратный рычаг локтя, либо использовать узлы на кисти или болевые приёмы на пальцы.

Болевые приёмы на голеностопы

Видео: Болевые на ноги для MMA от мастеров. Артак Назарян и Маршалл Савчук.

Болевые приёмы на голеностопы — очень эффективный, быстрый и надёжный способ завершения поединка. Применение данных приёмов возможно при любом взаимном положении противников, т.е. когда оба противника находятся в стойке или оба в партере, либо когда один из них лежит, а второй стоит, см. далее 1,2,3.

Ценность данных приёмов, да и вообще позиции с захватом ногами за ногу, в том, что её очень легко занять, а, следовательно, и выйти на данные болевые приёмы из очень большого числа позиций, и неожиданно для противника. К тому же данной техникой можно даже атаковать стоящего противника из собственного положения лёжа.

Скручивание пятки из позиции с захватом ногами за ногу — один из наиболее травматичных приёмов Современного Джиу-джитсу. Чувствительность и подвижность суставов ног человека существенно ниже, чем суставов рук. А при исполнении данной техники противник вообще может не чувствовать болевых ощущений до тех пор, пока не наступит травма голеностопа. Поэтому данный приём, как при отработке техники, так и во время поединков надо применять с большой осторожностью.

Внимание! Внешнюю ногу обязательно перекидывайте через ногу противнику ему на живот, иначе захват ноги противника будет недостаточно надёжным и он сможет освободиться. Положение внутренней ноги — неважно. Обе ноги следует сгибать в коленях и подтягивать к себе, иначе противник может атаковать ваши ноги аналогичными приёмами.

Аналогичный предыдущему приёму приём, выполняемый, в данном случае, из положения лёжа на спине против стоящего противника. Для выхода на данный болевой необходимо как бы обвить ногу противника изнутри наружу своей ногой. Затем, вставая на лопатки, захватить сгибом своего локтя пятку противника и продолжать скручиваться и скручивать пятку. Через какой то момент противник либо сдастся от болевого воздействия на голеностоп, либо упадёт в партер. В этом случае болевой приём сведётся к предыдущей технике — скручивание пятки из позиции с захватом ногами за ногу.

Данный болевой приём является как бы обратным к скручиванию пятки стоящего противника из партера. Выход на данный болевой приём можно сделать, например, после броска противника с захватом за две ноги и дальнейшим его переворотом на живот, или освободившись от захвата и поднявшись из позиции с захватом верхнего.

Внимание! Данный приём следует исполнять крайне осторожно, т.к. подвижность и чувствительность суставов ног очень небольшая и есть риск повредить голеностоп прежде, чем противник успеет почувствовать болевые ощущения.

Болевые приёмы на колени

Ценность болевых приёмов на колени несколько ниже, чем ценность болевых приёмов на голеностопы, и но, тем не менее, они активно применяются во время ведения поединков. Болевые приёмы на колени являются как бы смежными приёмами к болевым воздействиям на голеностопы, что позволяет оперативно переключаться между этими двумя группами приёмов.

Помимо положения ступни противника за плечом атакующего можно просто обнимать ногу противника руками и прижимать её к своей груди. При обоих захватах для болевого воздействия на колено необходимо прогибаться назад.

Внимание! Данный приём следует исполнять осторожно, т.к. подвижность и чувствительность суставов ног очень небольшая и есть риск повредить колено прежде, чем противник успеет почувствовать болевые ощущения.

Скручивание колена, воздействуя на пятку

Если в болевом приёме скручивание пятки из позиции с захватом ногами за ногу поместить ступню противника не под разноимённое своё плечё (как показано на фотографии), а под противоположное одноимённое плечё, и производить аналогичное скручивающее воздействие на пятку, то болевые ощущения будут возникать не в голеностопе, а в колене захваченной ноги,

Внимание! Данный приём следует исполнять очень осторожно, т.к. противник практически не может сопротивляться этому болевому воздействию и есть большой риск повредить ему колено.

Данных приём является болевым воздействием не на сустав, а на икроножную мышцу. Захват руками в данной технике образует узел. Применяется данный болевой в основном как контрприём при защите от скручивания пятки.

Захватив и отгибаясь корпусом назад можно сделать болезненное воздействие на икроножную мышцу противника. Для усиления болевого воздействия атакующий на фотографии мог бы схватить правой рукой свою левую ногу, перекинув ногу через бедро противника.

Видео: Семинар Федора Емельяненко. Как делать болевые приемы и как защищаться от них

Часто болевые приёмы на суставы производятся не на один конкретный сустав, а на два, обычно смежных сустава одной конечности. Подобные болевые приёмы называются комбинированными. Ценность комбинированных болевых приёмов в том, что они рассеивают внимание противника между несколькими суставами и тем самым повышают шансы его победить.

Хорошо комбинируются между собой лучезапястный и локтевой суставы, в качестве примеров можно взять рычаг локтя корпусом лёжа на спине или на животе с дополнительным узлом на кисть, либо скручивание локтя с узлом на локоть/кисть из позиции верхом, а так же скручивание локтя с загибом руки за спину лёжа на спине. В ряде случаев скручивание пятки дополнительно приводит к болевому воздействию на колено.

Рычаг на сустав — это воздействие, при котором сустав разгибается дальше его физической возможности. Характерные примеры таких воздействий: рычаг локтя корпусом и рычаг колена корпусом.

Дожим на сустав — это воздействие, при котором сустав сгибается дальше его физической возможности. Характерный пример такого воздействия дожим кисти.

Скручивание сустава — это воздействие, при котором сустав выкручивается по своей оси дальше его физической возможности. Характерные примеры таких воздействий: скручивание кисти, скручивание пятки, скручивание колена.

Ущемления — это болевые не на суставы, а на мышцы возле суставов. В процессе ущемления происходит передавливание мышцы снаружи конечностью противника, а изнутри о собственную кость лежащую под данной мышцей. Примеры таких воздействий: ущемление бицепса, ущемление икроножной мышцы и ущемление шейных мышц.

1. Симметричный захват (или параллельный/ парный)

Это самый распространенный вариант, поэтому давайте рассмотрим его первым. Он подразделяется на следующие варианты: немецкий, французский и американский.

Возьмите палочку примерно на 12 см от его толстого конца (здесь палочка должна иметь свободный отскок), зажав ее между большим и указательным пальцами, со средней силой, чтобы не было сильного напряжения мышц, а оставшимися пальцами слегка обхватите палочку. Между большим и указательными пальцами должен быть промежуток, который свидетельствует о том, что кисть не зажата.

Немецкий захват – это такой вид захвата барабанных палочек, при котором ладони смотрят вниз. Он в основном используется барабанщиками, которые играют в симфонических оркестрах. При таком захвате кисть свободно движется вверх и вниз, позволяя легко играть рудименты с разной динамикой.

Американский захват – это такой вид захвата барабанных палочек, при котором кисть подвернута по часовой стрелке примерно на 30-40 градусов. Благодаря такому захвату более удобно перемещать руки по ударной установке и сохраняя при этом мощь от игры.

Французский захват – это такой вид захвата барабанных палочек, при котором большой палец сверху, а ладонь почти перпендикулярно полу. Его придумали для удобства игры на литаврах. Отлично подходит для игры одиночными дробями по тарелкам, где, в отличие от игры по пластикам барабанов, слишком плохой отскок.

2. Традиционный захват (или классический)

Изначально применялся военными барабанщиками, чтобы не мешал ремень барабана при игре стоя. Является классическим захватом для игры в джазе.

Правая рука (у левшей – левая) держит палочку симметричных хватом, а левая рука (у правшей-правая) сгибается в локте и раскрывается, затем кладется палочка на ткань между большим и указательным пальцами, образуя при этом замок. Далее кладется указательный палец верхним суставом на палочку сверху, средний вытянут сверху прямо вдоль палочки, фаланга безымянного служит палочке опорой, мизинец подобран. Ладонь вверх не открывается, смотрит как бы в бок, кисть на одной линии с предплечьем.

Теперь Вы знаете все возможные варианты захвата барабанных палочек, и сможете спокойно подобрать такой захват, при котором Вам будет играть более легко и свободно. И главное, чтобы при выбранном варианте вы добивались желаемого звукоизвлечения и могли играть технично.

Похожие публикации