Easyski - Спортивный портал

Штандер – детская подвижная игра с мячом. Игры нашего двора Правила игры с мячом штандер

Попасть мячом в игрока (или, в другом варианте, дойти до игрока с помощью специальных шагов).

Дополнительные рекомендации к игре: для игры понадобится мячик. Играть можно в компании от трёх человек и больше. Лучше играть на улице или в спортзале. Подойдёт эта игра для дошкольников от шести лет и учеников младших классов. Способствует развитию координации и глазомера у детей.

Правила игры

Вариант 1:

  1. С помощью считалочки выбирается водящий. Все остальные игроки встают круг, центр которого обозначается мелом (расстояние от него до игроков - один-два шага). Водящий встает в центр круга с мячом.
  2. Водящий подкидывает мячик как можно выше и называет имя любого игрока. Тот должен попытаться поймать мяч. Если это получилось, игрок меняется с водящим местами.
  3. Если игрок не сумел поймать мяч и тот упал, то как только он касается земли, все игроки разбегаются в разные стороны. Игрок должен поднять упавший мячик и крикнуть "Штандер!" или "Стоп!", после чего все игроки застывают на месте.
  4. Игрок с мячом идёт в центр круга, оттуда он должен бросить мячик и попасть в любого из стоящих. Если это получилось, осаленный мячом игрок становится новым водящим, если нет - водит снова.

Вариант 2 (с шагами):

Пункты 1-3 - как в первом варианте.

  • Игрок с мячом идёт в центр круга, выбирает одного из стоящих и пытается угадать, сколько шагов ему нужно сделать, чтобы суметь осалить выбранного игрока.

Виды шагов:

  • Гигантские шаги (надо шагать так далеко, как только это возможно)
  • Обычные шаги
  • Лилипутские шаги (маленький шаг: пятка одной ноги ставится вплотную к носку другой)
  • верблюжьи шаги (шагающий игрок сначала плюет, а потом шагает на то место, куда плюнул)
  • зонтик (шагая, игрок кружится вокруг себя на 360 градусов)
  • муравьиные шаги (шагать надо на носочках, при этом одна нога ставится прямо перед другой)
  • утиные шаги (шаги "утиным" шагом - на четвереньках)
  • лягушка (прыжки из положения сидя)

Обычно набирается несколько вариантов шагов. Например: "До Маши 2 гигантских шага, 3 обычных, 2 верблюжьих и 1 зонтик".

  • Объявив количество шагов, игрок начинает выполнять их, остальные контролируют правильность выполнения.
  • Когда все шаги пройдены, водящий пытается коснутся рукой игрока, до которого он шагает. Водящий может наклоняться вперед, говоря при этом "Можно и березкой гнуться, лишь бы только дотянуться". Если коснуться получилось, игрок становится новым водящим, если нет, водящий остается прежний.

Примечание

существует несколько названий игры: "Штандер", "Хали-Холо", "Стоп-Коли-Кола".

Название игры

Описание игры

Играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего (центр круга может быть обозначен заранее, например, мелом). В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место.

Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!» (или «Стоп!»). В этом случае все замирают на том месте, где их застала команда, а он должен «осалить» кого-либо из играющих (попасть по нему мячом). Игроки при этом не имеют права покидать место, на котором остановились (увёртываться от мяча разрешается). Водящий также не имеет права покидать центр круга для броска.

Тот, в кого попали, становится ведущим или выбывает из игры по предварительной договорённости. Игра повторяется снова.

Правила игры

Оговаривается или очерчивается площадка (круг, по периметру которого становятся игроки), отмечается центр (место водящего). Водящий выбирается с помощью считалки, жребия или любым иным способом и становится в центре.

Если участники игры плохо знакомы друг с другом, вместо имён используются номера (по количеству играющих).

Выкрикивать имя следует до того, как мяч брошен вверх. Кричать «Штандер!» водящий имеет право только когда он с мячом возвращается в центр круга.

Если участник, которого «осалили», ловит мяч, он имеет право тут же «осалить» мячом водящего или любого другого игрока. Долго задерживать мяч не разрешается.

Вариант С. Якуба, описанный в газете для классных руководителей, предполагает игру «на вылет»: каждый «осаленный» получает штрафное очко, а после трёх очков выбывает из игры. При этом даётся оговорка, что играть втроём или вчетвером уже трудно и не так интересно, поэтому автор советует играть до пяти-шести штрафных баллов, если участников меньше десяти.

Если водящий замешкался и остальные игроки успели убежать так далеко, что наверняка попасть в них мячом будет трудно, он может «передать руку» другому. Для этого водящий должен выбрать участника игры, стоящего ближе всех, и спросить его: «Берёшь руку?» Если тот согласен, водящий перебрасывает мяч ему. Все вновь разбегаются, а тот, кто ловит мяч, кричит «Штандер!» и «осаливает» оказавшегося рядом игрока. При этом если водящий неточно передаёт мяч и тот касается земли, водящему начисляется штрафное очко.

Исчезла эта игра и канула в Лету вместе с диафильмами про кукурузу - царицу полей и подстаканниками со спутником, летящим вокруг Земли. Кукурузы не жаль, подстаканников не жаль - штандера жаль. Хорошая была игра…

Игра в искусстве

В литературе

  • С. Логинов - рассказ «Штандер» из антологии «Часы с вариантами». По сюжету, дети играют в штандер в далёком будущем.

В музыке

  • А. Розенбаум - песня «Штандер» из альбома «Ностальгия», посвящённая композитору В. Резникову . В тексте есть такие слова: «И в штандер мы играем разноцветным раскидаем…» «Раскидайчиками» в советские годы называли мячики из бумаги, набитые опилками и туго стянутые нитками, на длинной резинке.
  • А. Макаревич - песня и одноимённый альбом, выпущенный в 2007 году вместе с «Оркестром креольского танго ». Даже музыкальный релиз альбома критики сравнивали с игрой в штандер.

См. также

Источники и примечания

Ссылки

  • В. Володченко, В. Юмашев Выходи играть во двор. - М .: Молодая гвардия, 1984. - С. 86. - 126 с. - ISBN 5-235-00465-5
  • С. Якуб Вспомним забытые игры. - М .: Детская литература, 1988. - С. 55 - 60. - 159 с. - ISBN 5-08-001116-5
  • И. Гринченко Игровая радуга. - М .: ЦГЛ, 2004. - С. 41. - 96 с. - ISBN 5-94916-033-9
  • С. Якуб Штандер // Классное руководство и воспитание школьников : газета. - М ., 1 - 15 июля 2007. - № 40 (388).
  • Портал www.detskieigry.ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Штандер" в других словарях:

    штандер - а, м., ШТАНДАР а, м. attendez! < attendre ждать. Штандер. Играющие становятся перед высокою глухою стеною на разстоянии пяти шести шагов от ее основания. Один бросает в стену мяч так, чтобы он коснулся ея не ниже обусловленной высоты и… …

    штандар - ШТАНДЕР а, м., ШТАНДАР а, м. attendez! < attendre ждать. Штандер. Играющие становятся перед высокою глухою стеною на разстоянии пяти шести шагов от ее основания. Один бросает в стену мяч так, чтобы он коснулся ея не ниже обусловленной высоты и … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Time Machine. Time Масhine … Википедия

    - (р. 1954), эстрадный певец, композитор, художник график, заслуженный артист РСФСР (1991). С 1969 художественный руководитель ансамбля «Машина времени». Автор песен. Снимался в фильме «Начни сначала». * * * МАКАРЕВИЧ Андрей Вадимович МАКАРЕВИЧ… … Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Макаревич. Андрей Макаревич … Википедия

    Жанры джаз, блюз, босса нова, румба и шансон. Годы 2001 настоящее время … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Логинов. Святослав Логинов Святослав Владимирович Витман … Википедия

    Детские игры игры детей, которые требуют использования как чисто спортивных умений и навыков, так и логических, умения думать. Детские игры необычайно полезны как для физического, так и умственного развития детей. Содержание 1 Игры, где… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Резников. Виктор Михайлович Резников (9 мая 1952 года, Ленинград, РСФСР, СССР 25 февраля 1992 года, Санкт Петербург, Россия) советский композитор и певец, автор многих… … Википедия

    Альбом DVD Оркестр креольского танго Дата выпуска 2006 Записан 2006 Продюсер А. Макаревич Страна Россия … Википедия

Оригинал взят у kubirubi в Игры нашего двора

Скажите, а много игр вы помните из вашего детства? Во что играли на переменках, во дворе? Я вот сходу вспомнила не очень много, а начала спрашивать друзей, и тут началось… Мы вспомнили огромное количество игр, в которые мы постоянно играли. Причем вспоминалась не только игра, а в голове «выплывали» прямо картинки-фотографии тех или иных моментов. Это было невероятно здорово.

С сыном пока мы не так много играли в игры из моего списка, есть несколько любимых, а многие еще только впереди!

Давайте вместе вспоминать подвижные и не очень уличные игры

Игры с мячом

1. Шаги

Чертится мелом на асфальте или палочкой на земле круг такого размера, чтобы все участники игры могли в нем поместиться.

Все становятся в круг, и водящий бросает мяч вверх, как можно выше и бежит дальше от круга, причем в любую сторону. Тот из игроков, кто сумел поймать мяч, должен остановить бег ведущего криком «Стоп!». После того как ведущий остановился, игрок с мячом оценивает расстояние до водящего и назначает количество шагов. Шаги могут быть самые разнообразные и в разном количестве, например « 2 гиганта и 5 лилипутов» или просто «7 зонтиков». Если игроку после выполнения назначенных шагов удается дотронуться рукой до водящего, то он сам становится им.

Шаги бывают:

Гигантские – самые большие и в прыжке
Лилипуты – шагаем на пол ступни
Ниточка – при ходьбе в плотную ставим пятку к носку
Лягушки – прыгаем вприсядку
Зонтики – прыжок с поворотом на 180 градусов
Зайчик – прыгаем, ноги вместе

2. Похожая на предыдущую - игра Штандер ()

Водящий берет мяч в руки и становится в центр круга, который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например, «Штандер-Паша») Тот, чье имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: Штандер-стоп!
Все замирают на месте.

Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться
Дальше игрок начинает говорить, сколько и каких шагов ему понадобится для того чтобы достать до игрока.

Интересно, конечно, было назвать кучу "развлекательных" шажков, чтоб было веселее.
Например, говорилось: "До Кати 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских..."

После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.

3. Я знаю 5……

Один игрок берет мяч в руки и говорит «я знаю 5 имен девочек» и при этом он кидает мяч на землю и бьет по нему ладонью, говоря «Маша раз» (удар), «Света два» (удар) и т.д.

Если мяч не потеряли, переходим к следующей категории

Имена мальчиков
- названия фруктов
- названия ягод
- названия овощей и т.д

Как только игрок мяч теряет, в игру вступает следующий.

В сети нашла другой вариант это игры ():

Количество считалок и их порядок определяется в самом начале игры. Первый, кто начинает, берет мяч и говорит «я знаю одно имя девочки» (чеканит мяч). Далее этот же игрок переходит ко второй категории и т.д

Когда все считалки произнесены, тот же игрок продолжает, но уже с другой считалкой: "Я знаю два имени девочки". При этом мяч нужно чеканить о землю ладонью и на каждый удар называть по одному имени (названию).

Играют в игру до десяти - "Я знаю десять имен девочек" и т.д.

Если в процессе отбивания мяча игрок не успел назвать очередное имя либо не попал по мячу - игра переходит к другому игроку, по очереди. Когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался.

Победителем в игре считается тот, кто первым добрался до последней считалки "Я знаю десять названий городов" и выполнил ее.

4. Собачка

Выбирается одна «собачка», которая встает в середину круга. Остальные игроки становятся в круг, и начинают перебрасывать мяч друг другу. Задача "собачки" - поймать мяч (перехватить его на лету). Когда "собачка" поймала мяч, она имеет право стать в круг к игрокам, а ее место занимает тот игрок, по чьей вине мяч был упущен (тот, кто "неправильно" его кинул или тот, кто не успел поймать).

5. В собачку играют втроем, а если народу больше, то игра называется Картошка .
Начинается она с того, что все встают в круг и перебрасывают друг другу мячик, который нужно или отбивать или ловить (в зависимости от договоренности). Кто пропустил мяч, садится в круг и пытается сидя на корточках, подпрыгивая, перехватить мяч.

6. Вышибалы

Прекрасная игра, когда много народа

7. Съедобное-несъедобное

Перекидываем друг другу мячик, говоря съедобные или несъедобные слова. На съедобное мячик ловили, на несъедобное отбивали

8. Земля, вода, огонь, воздух ()

Дети становятся в круг, водящий с мячом - в центре. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков и говорит одно из трех слов - «земля», «вода», «воздух». Игрок должен поймать мяч и бросить обратно, назвав при слове «земля» какое-нибудь животное, при слове «вода» - рыбу, при слове «воздух» - птицу.

Если игрок не знает, что назвать, он возвращает водящему мяч, сказав «огонь», и водящий сам должен произнести нужное название. Если водящий тоже не может сказать нужного названия, он занимает место «сгоревшего» игрока, а тот становится водящим.

Названия зверей, рыб и птиц не должны повторяться.

9. Стенка или Балда (у игры много названий, мы ее называли так)

В эту игру преимущественно играли девочки, хотя и мальчишки к нам тоже иногда присоединялись. Для игры нужен мяч и ровная стена.

Мяч кидается об стену и нужно через него перепрыгивать. Была целая «цепочка» прыжков. Первый раз нужно было перепрыгнуть, не дав мячу удариться об землю. В следующий раз мяч должен был удариться один раз, а потом прыжок. Затем перепрыгивать нужно было после двух ударов мяча об землю. В следующий раз – три удара об землю.
После этого этапа начинались хлопки. Сначала один хлопок – мяч ловим. Потом два хлопка, три хлопка. Еще были задания с поворотом вокруг себя. Иногда в игру добавлялись элементы из «знаю 5». Нужно было бросать мяч и называть слова из нужной «категории».

Возможно, были еще какие-то задания. Тот, кто не справлялся с заданием, получал букву Б (от слова Балда). Проигрывал тот, кто «собирал» слово целиком

9. Десятка – игра очень похожая на предыдущую. ()

Игроки по очереди должны "пройти 10 классов", то есть выполнить 10 заданий и "сдать экзамен".

Десятки - игрок бьет 10 раз подряд мячом об стену, мягко отбивая его пальцами, как при игре в волейбол.
Девятки - игрок бьёт 9 раз подряд мячом об стену, ударяя по мячу ладонями снизу.
Восьмёрки - игрок кидает мяч 8 раз под правую ногу об землю так, чтобы он отскочил к стене, и от нее ловит в руки.
Семёрки - игрок повторяет предыдущее упражнение 7 раз, но под левую ногу.
Шестёрки - игрок становится лицом к стене и 6 раз кидает мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, и от нее ловит в руки.
Пятёрки - это то же, что в предыдущем упражнении, но стоя спиной к стене повторяя 5 раз.
Четвёрки - кидается мяч об стену 4 раза так, чтобы он отскочил от неё на землю, с отскока от земли снова бьёт об стену, а потом ловит.
Тройки - ладонями, сложенными лодочкой, игрок бьёт 3 раза мяч об стену.
Двойки - сложенными вместе двумя кулаками игрок бьёт мячём об стену 2 раза подряд.
Еденицы - бьётся мячём об стену прямым пальцем 1 раз.

Экзамен - играющий выполняет по 1 разу элемент каждого упражнения и при этом не должен разговаривать или смеяться.

Если во время игры играющий уронит мяч или ошибётся, то он уступает мяч следующему игроку и доигрывает этот кон, когда снова придет его очередь.

10. Игра в слова

Мы и классическую игру в слова иногда играли с мячом (ну просто так веселее было и был момент неожиданности – неизвестно же к кому полетит мяч)

А есть усложненный вариант игры

Игрок, который начинает, кидает другому игрку мячик и говорит начало любого слова, например: «Ар...»
«...буз!»- быстро должен закончить игрок и - бросить мяч другому «Ко...»
«...рабль!»- сразу отвечает тот и дальше перекидывает мяч

В эту игру можно играть командами (в таком случае игроки встают напротив друг друга)

Игры по типу салочек

1. Классические салки

Один ведущий, который должен кого-то догнать и осалить

2. Салки-ножки на весу

Тоже самое, что обычные салки, но только нельзя салить игрока, ноги которого не касаются земли. Можно садиться на скамейку, залезать на дерево или просто ложиться на землю и поднимать ноги

3. Колдунчики

Играется, как в обычные салки, но задача ведущего «заколдовать» всех играющих (или три раза одного игрока). Тот, кого осалили должен стоять на месте и ждать, пока кто-то другой его «выручит»,
Если играющих много, то мы обычно лимитировали нужное количество «заколдованных» - обычно трех было достаточно.

4. Морской мир

Правила как в салочках. Только тот, кого осалили, становится помощником акулы (воды)

5. Кошки-мышки

Выбирается водящий – кошка. Он садится на корточки и закрывает глаза. Остальные игроки – мыши. Ходят вокруг кота, могут его погладить. Но в любой момент он может проснуться и начать ловить мышат. Кого поймали первым – тот становится водящим.

6. Зайцы и морковка ()

Дополнительно: морковки или другие мелкие предметы

На земле прочерчивают круг диаметром 8-10 метров. В круг кладут 10 морковок или любых других предметов. Круг - это "огород". Выбирается огородное "Пугало", которое будет ловить зайцев. По сигналу ведущего зайцы могут вбегать в круг и воровать морковь, а Пугало ловить зайцев. Пойманный заяц выбывает из игры. Но Пугалу разрешается ловить зайцев только тогда, когда они заберутся в огород, за пределами круга их ловить нельзя.

Прочие игры

1. Испорченный телефон

Старая, проверенная временем игра. Но до сих пор играем с детьми с удовольствием и получается очень весело всегда

2. Я садовником родился

Выбирается один водящий ("садовник"). Он на ушко шепотом называет (назначает) сидящим на лавочке игрокам названия цветов (растений). Дальше произносит считалочку
Я садовником родился, не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели, кроме...

и называет "имя" (название растения) любого игрока. Тот должен сразу отозваться, и завязывается такой диалог:
Игрок: Ой!
Садовник: Что с тобой?
Игрок: Влюблена
Садовник: В кого?
Игрок: В тюльпан

Игрок называет любое название растения, пришедшее ему в голову. Он также может назвать и садовника, и тот должен откликнуться на свое имя. Диалог продолжается до бесконечности. Тот кто ошибся (не отозвался вовремя, перепутал название, откликнулся на чужое имя и т.д.) - отдает фант (любую личную вещь), и в конце игры "отрабатывает" его.

В конце игры разыгрывают фанты: садовник отворачивается, ему показывают вещь, и спрашивают: Что делать этому игроку? Садовник назначает ему задание (спеть, попрыгать на одной ноге, рассказать страшную историю - кто на что горазд), игрок отрабатывает фант и забирает свою вещь.

3. Море волнуется раз

Выбирается ведущий. Он отворачивается от остальных и произносит считалочку (пока он говорит, все игроки хаотично двигаются)

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри.

Игроки замирают, изображая "морские" фигуры. Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой - игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего - отгадать, что это за фигура.

Выбирается один водящий. На земле чертятся две полосы – старт и финиш. Все игроки становятся около старта, водящий – около финиша, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит:
Тише едешь - дальше будешь. Стоп.

Фразу можно произносить как угодно - намеренно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру. В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова СТОП водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот возвращается к старту.

Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.

5. Колечко

Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные "лодочкой" руки и приговаривая:

Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю

и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит:
Колечко-колечко, выйди на крылечко!

И «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому "избранный" старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.

6. Светофор

Рисуется две линии. Ведущий стоит примерно между ними.
Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок мог отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он брался за него рукой и спокойно переходил через «дорогу». Если же ничего подходящего не находилось, ему оставалось только быстро перебежать на другую сторону (не выбегая за пределы "дороги"). А «светофор» должен был ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивался, сам становился «светофором».

7. Ручеек

В эту игру мы играем каждый раз, когда нас собирается больше 10 детей и взрослых

8. Казаки-разбойники

Для игры требуется довольно много народу – от 6 человек. Делились на две команды – «казаки» и «разбойники». Нужно было договориться о границах территории, где можно прятаться.
«Казаки» закрывали глаза, а «разбойники» бежали прятаться, рисую по ходу стрелки (их можно было «прятать», т.е. можно было рисовать на деревьях, на стене дома или еще как-то их маскировать). Разрешалось рисовать обманные стрелки.
Потом «казаки» бегут искать. Но мало просто найти «разбойников», нужно его еще поймать и отвести в «тюрьму». Как только «разбойник» был посажен, к нему приставляется «казак»-сторож, который должен следить, чтобы «разбойник» не убежал или чтобы его не освободили его друзья «разбойники». «Казаки» выигрывали, если им удавалось поймать всех «разбойников».

9. Клубок (или Путаница)

Все взявшись за руки запутываются, ведущий должен распутать

Сначала выбирают ведущего. Затем определяют дистанцию для «паровозиков» и создают различные препятствия из перевернутых стульев, городков, кеглей. Далее определяют, кто станет «руководить» «железной дорогой», а руководители в свою очередь должны оценивать мастерство «машиниста».

Ребята разделяются на две команды. В каждой из них игроки должны выбрать «машиниста» «паровозика», остальные становятся «вагонами». «Машинисты» встают впереди, а («вагончики») участники, выстраиваются за ними в цепочку, взяв друг друга за талию. По сигналу ведущего «паровозики» должны двинуться в путь, причем «машинисту» надо выбрать такую скорость, чтобы одновременно и преодолеть все препятствия, не потеряв ни одного «вагончика», И перегнать соперничающий с ним «состав».

Побеждает «машинист», сумевший успешнее провести свой «паровозик» по сложной дистанции. Он впоследствии и становится ведущим.

11. Мышеловка

Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше.
Оба хором говорят:
- Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!
Задача играющих пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот кто попал в мышеловку присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор пока не останется одна мышь - победительница.

Игры с резинкой

Помимо того, что в моем детстве абсолютно все девочки прыгали в «резиночку», была еще одна замечательная игра, в которую мы сейчас любим играть с детьми.

О-ЛИМ-ПИ-А-ДА!!!


pic

Двое игроков встают напротив друг друга, держа резинку (в каждой руке по одному «концу») Затем говорят кричалку «О-ЛИМ-ПИ-А-ДА Раз… Два… Три» и запутывают резинку, как могут. Задача остальных пролезть или перепрыгнуть, не коснувшись резинки. Если все смогли, то игра продолжается дальше. Если кто-то задел, то он сменяет «держателя».

Игры с веревкой

Ведущий встает с веревкой (или скакалкой) в центре круга. И начинает крутить веревку над самой землей. Все остальные должны перепрыгивать

Мы летом на даче детям часто устраиваем веревочную «паутину»

Вертикальный вариант


pic

Или горизонтальный


pic

Расскажите, какие еще дворовые игры Вы помните и во что играете?

Для игры необходима компания от 3-х человек и мячик .

Существует несколько вариантов и названий игры: штандер, хали-холо, стоп-коли-кола.

Правила игры Штандер-Стоп. Вариант 1

С помощью считалочки выбирается водящий , остальные игроки образуют круг. Центр круга желательно обозначить мелом. Водящий берет мяч и встает в центр круга. Расстояние от центра круга до остальных игроков должно быть один-два шага.

Водящий подкидывает мячик высоко вверх и называет имя любого игрока из круга. Названный игрок должен попытаться поймать мяч. Если ему это удалось, игрок становится новым водящим, а бывший водящий занимает его место в кругу.

Если игрок не успел поймать мячик и он упал, коснувшись земли, все игрокиразбегаются в разные стороны до тех пор пока игрок не поднимет мячик и не крикнет «Штандер!» или просто «Стоп!» . После этого все игрокизамирают , и игрок, вернувшись в центр круга, должен попасть мячом в любого игрока. Если ему это удалось, осаленый игрок становится новым водящим, если он ни в кого не попал, он водит снова.

Правила игры Штандер-Стоп. Вариант 2 (с шагами)

Начало игры как в Варианте 1.

После того как все игроки разбежались, а водящий поднял мяч, он возвращается в центр круга, выбирает одного из игроков и пытается угадать сколько шагов ему нужно сделать, чтобы осалить выбранного игрока.

Шаги могут быть разными:

  • гигантские шаги (максимально длинный шаг на весь размах ноги)
  • обычные шаги (обычные средние шаги)
  • лилипутские шаги (шажок, при котором пятка одной ноги ставится вплотную к носку другой)
  • верблюжьи шаги (игрок плюет и передвигается на место плевка)
  • зонтик (шаг с проворотом на 360 градусов)
  • муравьиные шаги (шаги на носочках, одна нога ставится сразу же перед другой)
  • утиные шаги (шаги утиным шагом, встав на четвереньки)
  • лягушка (один шаг - один прыжок из положения сидя)

Обычно набирается несколько вариантов шагов.

Например:

«До Пети 4 гигантских шага, 7 лилипутских, 1 вербюжий, 3 зонтика и 5 утиных шага».

После того, как условие задано, водящий начинает делать эти шаги, остальные игроки следят за честностью выполнения и громко считают.

После того, как все шаги пройдены, водящий пытается коснутся рукой до игрока (в некоторых вариантах докинуть мяч).

При этом водящий мог наклоняться вперед, пытаясь дотронуться до игрока и приговаривая: «Можно и березкой гнуться, лишь бы только дотянуться».

Если это получилось, игрок становится новым водящим, если нет, водящий остается прежний.


ШТАНДЕР

Это была одна из любимых довоенных игр ленинградских ребят, да и не только ленинградских, думаю. Игра эта очень старая, в нее играли еще в прошлом веке.
Все, что нужно для игры, - это небольшой резиновый мячик, можно теннисный. А если его нет, можете на скорую руку смастерить тряпочный, тоже сойдет. В конце описания игры я расскажу вам, как его сделать.
Играть в штандер нужно на улице, под открытым небом, или в большом спортивном зале; количество играющих - не меньше шести, но и не больше двадцати человек. Играют мальчики и девочки вместе, возраст не имеет значения. Но если ребята еще плохо знают друг друга, то перед игрой надо рассчитаться по номерам и запомнить их.
Все играющие становятся в круг на расстоянии шага, а кто-то один берет мячик и становится в середину, которую надо как-нибудь обозначить, ну, например, положить камушек. Затем он бросает мяч высоко вверх и громко называет имя или номер кого-то из игроков, который тотчас выбегает в центр, чтобы поймать мяч. А бросавший бежит на его место. Бросать надо повыше и точно вверх, чтобы мячик падал в пределах круга игроков. Если он упадет за кругом, придется перебросить снова.
Вот написал эти слова, и вспомнилось что-то похожее и очень далекое... Бывало, выйдешь на улицу с конфетами, чтобы угостить ребят, и видишь, что на всех не хватит. Тогда соберешь потихоньку в кармане конфеты в горсть, неожиданно кинешь их вверх и крикнешь: «На шара!» Кому досталось, кому нет - всем весело и никому не обидно.
Но вернемся к игре.
Тот, кого назвали, должен постараться поймать брошенный мячик. Если поймает - хорошо, значит, ему не придется водить, и он имеет право встать в центр и снова под-бросить мячик кверху, опять называя имя того, кто должен этот мячик ловить. Так может продолжаться несколько раз, пока кто-то из выкликнутых не оплошает.
А когда поймать мячик не удалось и он упал на землю, то все игроки бросаются врассыпную, а ловивший старается как можно быстрее схватить мячик с земли, прибежать с ним в центр и тут же крикнуть: «Штандер!» После этого все убегавшие игроки обязаны сразу же остановиться.
Теперь водящему нужно постараться попасть в кого-нибудь мячом. Если попадет, то все опять разбегаются подальше от того, в кого попал мячик, а тот, подняв его с земли, сам кричит «Штандер!» и бросает мячик в ближайшего игрока. Впрочем, совсем не обяза-тельно бросать в ближайшего, бросайте, в кого хотите, просто в ближайшего легче попасть.
Так игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не промажет. За это ему полагается одно штрафное очко, и он должен сбегать за мячом и начать игру сначала, с центра, как говорят в футболе. Все становятся опять в кружок, а он подбрасывает мячик и выкликает очередное имя.
Каждый, кто за игру промахнулся три раза и тем самым получил три штрафных очка, должен подбросить мячик в последний раз и выйти из игры. А остальные продолжают играть.
Игра идет навылет, то есть до тех пор, пока останутся последние четыре игрока. Они и считаются выигравшими. Вчетвером или втроем играть уже трудно и не так интересно.
Но когда в игре с самого начала участвуют меньше десяти человек, то можно играть до четырех или даже до пяти штрафных очков, чтобы игра не кончилась слишком быстро. Это вы решайте сами, учитывая количество играющих и то время, которым вы располагаете.
Это я написал о порядке игры вкратце, чтобы вам была понятна ее суть. А теперь расскажу подробнее о правилах и некоторых хитростях этой игры.
Правила здесь такие.
Первое. Выкликать чье-то имя следует до того, как мячик брошен в воздух. Но, конечно, и задолго до броска не следует его называть, чтобы все не разбежались раньше времени. Поэтому лучше всего это делать в самый момент взмаха рукой с мячом.
Второе. Кричать «Штандер!» можно только после того, как мячик поднят с земли и игрок с ним встал в центре. А чтобы игроки не успели разбежаться далеко, надо быть по-проворнее и постараться схватить мячик сразу, как только он подпрыгнул от земли и не успел далеко укатиться. Но после того как водящий скомандовал «штандер!», он и сам не имеет права сдвигаться с места. Он может только поворачиваться в разные стороны, выбирая, кого ему лучше запятнать мячом.
Третье правило. Услышав «Штандер!», все, кто убегал, должны немедленно замереть на месте и так стоять до тех пор, пока брошенный мячик не попадет в кого-нибудь (тогда все остальные разбегаются) или не случится промах, после чего всем надо идти в центр. Но если кто-то после команды не удержался и пробежал еще несколько шагов, то он должен без споров возвратиться на то место, где его застала команда.
Четвертое. Игрок, который видит, что его собираются запятнать, имеет право всячески увертываться от летящего мячика - нагибаться, приседать и даже подпрыгивать, только сходить со своего места ему нельзя. Еще одно, что ему дозволяется, - это повернуться боком или спиной к бросающему мячик, но тут будет труднее уследить за отскочившим мячом и понадобится лишнее время, чтобы его поднять.

Но высшим классом игры у нас считалось, когда игрок вместо того, чтобы увертываться, бесстрашно сам ловит мячик, а затем кричит «штандер!» и тут же пятнает кого-нибудь. Хочу вас предупредить, что это следует пытаться делать только тогда, когда водящий пятнает вас с не очень близкого расстояния и мячик брошен не очень сильно. Кроме того, надо чтобы у вас на примете был близко стоящий игрок, которого вы сразу смогли бы запятнать. В противном случае лучше не рисковать, а просто постараться увернуться.
Пятое. Может случиться так, что все успели убежать так далеко, что наверняка попасть в них мячом будет трудно. В этом случае водящий может «передать руку» другому. Что это значит? Например, он видит, что два игрока стоят почти рядом, тогда он спрашивает ближайшего из них: «Витька, берешь руку?» Витька отвечает: «Беру!» Тогда водящий перебрасывает ему мячик по воздуху, тот сразу кричит «штандер!» и пятнает, рядом стоя-щего. Но Витьке надо иметь в виду, что во время полета мяча все имеют право разбегаться, в том числе и его сосед может отбежать подальше.
Так почему же все-таки Витька «взял руку», рискуя потом промахнуться и заработать штрафное очко? А вот почему. Он стоял ближе всех к водящему и опасался, что тот запятнает его. И покуда он будет подбирать отскочивший от него мячик, все убегут еще дальше. А если ему перебрасывают мячик прямо в руки, то тут убежать соседу далеко не удается. В общем, здесь приходится подумать и водящему, и Витьке и быстро решить, как для каждого из них лучше: первому - отдавать ли руку, а второму - брать ли ее?
И наконец, последнее, шестое правило.
Если водящий, который передал руку, так неточно бросит мячик, что
Витька не будет иметь возможности его поймать, не сходя с места, и мячик упадет на землю, то водящему засчитывается штрафное очко. Но все равно водящему почти всегда выгоднее отдавать руку ближайшему игроку, даже если тот стоит довольно далеко. Хотя бы потому, что берущий руку уже не старается увернуться от мяча, а ловит его и тем самым помогает водящему избавиться от мяча.
Ну а теперь вернемся опять к началу игры и поговорим о том, что же делают игроки во время подбрасывания кверху мяча?
Вы уже знаете, что как только мячик подброшен и названо имя того, кто должен его ловить, все остальные бросаются врассыпную, стараясь убежать подальше. Но не все так просто. Дело в том, что каждому из игроков надо очень быстро сообразить - бежать или не бежать?
Вроде бы надо бежать, и подальше, спасаться от попадания мячом, а в то же время и нельзя убегать - вдруг мячик будет пойман на лету, тут же подброшен и названо твое имя? Обычно так и бывает - поймавший мячик опять быстро бросает его кверху и называет имя того, кто убежал дальше всех. Пока тот прибежит к давно упавшему мячу, все разбегутся так далеко, что немудрено и промахнуться.
Тут лучше всего не убегать сразу, а следить за полетом мяча. Если вы видите, что мячик наверняка будет пойман, то стойте на месте. А если увидите, что мячик поймать уже не удается - сразу убегайте!
В общем, вы сами чувствуете - в этой игре очень важны не только меткость или ловкость при увертывании от мяча, но также и сообразительность, и быстрота реакции.
Только одного не нужно - излишней, мягко выражаясь, боязливости. Поясню, что я имею в виду.

Как вы заметили, здесь не устанавливается какого-то определенного места для игры - убегай куда хочешь. Поэтому случается, что некоторые игроки убегают на такое расстояние, что до них и мячика не докинешь. Признаюсь, что со мной тоже такое было. Бежишь и ждешь, что вот-вот за спиной раздастся «штандер!». Наконец, водящий ухватил-таки мячик и остановил твое бегство. Повернешься, глянешь - все уже давно стоят, а ты дальше всех убежал. И оказался как бы вне игры. Даже неудобно как-то... Ведь штандер - не пятнашки, тут никто за тобой не гонится. Потом я отучился от этой привычки, и сразу самому интересней играть стало.
Ну а теперь несколько практических советов.
Убегайте шагов на пятнадцать- двадцать, не дальше, это уже достаточно безопасно. И попасть нелегко, и увернуться от броска можно - видно, как летит мячик.
Если вам понадобится попасть в дальнего игрока, то бросайте посильнее и «с навесом», то есть немного вверх, чтобы мячик, описав дугу, долетел куда надо, а не упал раньше.
Когда игроки не успели еще далеко убежать, то тут проще - делайте сильный и быстрый бросок прямо в игрока (только не в лицо! - туловище шире головы, легче попасть).
На расстоянии шагов до десяти можно пятнать и с отскока - изо всех сил бросьте мяч перед игроком с таким расчетом, чтобы мячик после отскока попал в цель. Особенно метко это удается на полу или на асфальте. Кроме того, игроку, не ожидавшему такого хитрого броска, труднее избежать попадания. Понятно, что, играя на траве или мягкой земле, а также тряпочным мячиком, лучше целиться прямо в игрока.
Теперь, как и обещал, расскажу о тряпочном мячике.
Поглядел я как-то на теннисный мячик и заметил, что его белая оболочка очень ладно составляется из двух одинаковых частей. Вот я и подумал: а что, если самому попро-бовать сшить такую оболочку и набить чем-нибудь? Ведь в старые времена ребята играли тряпочными мячами. Снял размеры, выкроил, сшил, набил - и за три часа работы получился неплохой мячик!
Для тех, кто захочет воспользоваться моим опытом, описываю, как его делать.
Вырежьте из картона выкройку по форме и размерам, приведенным на рисунке.
Найдите кусок любой ткани поплотнее и потолще, желательно шерстяной, наложите на нее выкройку, обведите цветным карандашом или мелом и вырежьте две заготовки.
Наложите конец одной заготовки на середину другой в виде буквы Т и начинайте сшивать в одну сторону. Нитки должны быть толстые, а стежки маленькие и частые. Это шитье оказалось весьма долгим и кропотливым делом, поэтому расскажу подробнее.
Одна из заготовок должна при сшивании заходить на другую миллиметра на четыре. Прошивайте обе заготовки насквозь. Постепенно эта штукенция у вас начнет выгибаться и принимать форму угловатого мячика. Когда останутся незашитыми сантиметров пять, нитку с иголкой не обрывайте, пусть пока болтается.
Набивать мячик лучше всего шерстью, перьями из подушки или старыми шерстяными нитками. Но можно и тряпками или, как я, ватой. Набивайте плотнее и равномерно, чтобы не было комков.
Зашейте мячик до конца. А для пущей крепости советую готовый мячик еще раз прошить.
Теперь о том, что у меня получилось и что у вас получится. Мячик вышел круглый, несколько кривоватый и размером побольше, чем теннисный (видимо, сукно растянулось при набивке), а весом меньше. И от пола отскакивает хуже. Но и таким мячиком хорошо играть в штандер, особенно ребятам помладше: когда попадет, ни капельки не больно.
Ну, а напоследок хочу отметить еще такое немаловажное обстоятельство. Чтобы поиграть, например, в футбол или хоккей, вам нужно пойти куда-то, где есть специальное поле и устроены ворота. А в штандер можно играть где угодно, хоть прямо под своими окнами. Ни формы не надо, ни судей, ни тренировок.
Нужен только мячик.
К тому же это будет неплохая практика для лапты.
Думаю, что не стоит вас уговаривать, - игра так и просится на ваш двор!
Материал скопирован с сайта.

Похожие публикации