Easyski - Спортивный портал

Болевое воздействие на пальцы. Джиу Джитсу техника болевых приёмов Болевые приёмы на локтевые суставы

Различные методы и теории барабанного искусства, которые развиваются уже на протяжении многих лет, особенно касающиеся того, как мы держим барабанную палочку, – это результат целых поколений проб и ошибок, и они предлагают нам бесчисленные способы отточить свое мастерство, в то же время максимально расширив свои физические возможности. Надеемся, что представленный здесь разбор основных разновидностей захвата палочек поможет набить руку (извините за каламбур) как начинающим, так и опытным барабанщикам. Изучите каждую из этих техник, возьмите на вооружение преимущества, которые каждая из них предлагает, и используйте их для развития и углубления собственного уникального стиля и техники. Кто знает? Быть может, вы изобретете совершенно новый захват, который внесет революцию в барабанное искусство, но сначала не повредит повторить азы.

Существует парочка принципов, которые являются фундаментальными практически для любого известного захвата и любой техники постановки рук. Прежде всего, настоятельно рекомендуем вам учиться держать палочку во время игры расслаблено. Конечно, до разумных пределов, а иначе вашим товарищам по группе придется надевать защитные очки, когда они рядом с вами; но тем не менее захват должен быть достаточно свободным, и тогда эта техника сможет творить чудеса. Пресловутая "мертвая хватка" полезна лишь тогда, когда нужно что-то насмерть угробить, в данном случае – ощущение и грув, не говоря уже о сухожилиях и нервах ваших рук.

Бытует мнение, что тендинит [дистрофия тканей сухожилия – прим. сайт ] у барабанщиков вызывается, главным образом, длительными повторяющимися движениями, свойственными драммингу, однако он в значительной мере может быть усугублен и из-за чрезмерно зажатого захвата. Почтенный гуру техники Jim Chapin в своем задушевном видео 1992 года под названием "Speed, Power, Control, Endurance" ("Скорость, мощь, контроль, выдержка") поясняет, что сила захвата должна быть такой, как будто вы держите в руках оперившегося птенчика, – иными словами, сжимать палочку следует ровно настолько, чтобы она не улетела. "Палочка у меня в руке не должна быть как прикованная, – подчеркивает он, добавляя: – Если кто-то тебе говорит: "Без боли нет результата", пристрели его!"

Второй "закон захвата" – правильное использование замка пальцев [англ. finger fulcrum ("точка поворота") – место фиксации палочки пальцами – прим. сайт ]. Замок это ось вращения удерживаемой вами палочки. В обычных обстоятельствах за исключением случаев, когда вы контролируете палочки одними только пальцами, а ваши запястья, руки и верхняя часть туловища остаются неподвижными, словно статуя, – как при скоростном ударе, обрисованном ниже, замок пальцев – лишь один из целого ряда замков, которые работают в совокупности при выполнении удара. Выражаясь техническим языком, все эти оси вращения представляют собой комплексную систему рычагов, в которой задействованы пальцы, запястье, локоть и плечо – а возможно, даже талия. Точное место расположения замка больше всего зависит от применяемого захвата (в большинстве захватов используется либо указательный, либо средний палец), при этом можно четко выделить две категории – "традиционный" захват и "симметричный" захват.

Традиционный захват

Традиционный захват показанный на фото с ведущей рукой в положении американского захвата. Традиционный захват – это выбор де-факто для джазменов и тех, чей опыт опирается на классическую школу.

Традиционный захват, иногда называемый еще "ортодоксальным захватом" (несомненно, это более впечатляющее название, поскольку в нем чувствуется отношение к барабанному искусству как к религии), – это живое свидетельство былой исторической роли барабанщика в обществе, когда он являлся хранителем порядка на поле боя и служил главным звеном коммуникации между солдатом и командиром. С небрежно перекинутым через плечо маршевым барабаном военному барабанщику прежних времен необходимо было сохранять полную маневренность, чтобы уверенно выполнять свою работу. Это достигалось за счет ношения барабана под углом 45 градусов, так чтобы кожа мембраны была обращена к ведущей руке. В результате, чтобы приспособиться к этому углу, для второй (не ведущей) руки развился уникальный нижний захват, который и по сей день сохраняется в мире барабанщиков, надолго пережив свое первоначальное назначение.

Cлегка согните безымянный палец и мизинец и положите передний конец палочки на основание ногтя безымянного пальца. И наконец, опустите на палочку указательный палец так, чтобы он перекрещивался с большим пальцем, и закройте захват. Главное ударное движение при ударе традиционным захватом требует вращения запястья по направлению внутрь, как если бы вы поворачивали круглую дверную ручку (по часовой стрелке левой рукой, против часовой стрелки – правой).

Согласно специалисту по истории барабанного дела Sanford A. Moeller’у, для ведущей руки у барабанщиков времен Гражданской войны использовался так называемый "античный захват", при котором мизинец фиксировал комель палочки в кисти, образовывая замок, в то время как другие пальцы сохраняли лишь слабый контакт с палочкой, а большой палец размещался под ними, наподобие того, как держат бейсбольную биту.

Если говорить о практичности, сторонники традиционного захвата настаивают, что он способствует исполнению более тихих пассажей, в то время как критики заявляют о его неполноценности в том плане, что ему недостает мощи для удара. Ярким исключением из этих общих точек зрения является мнение Stewart Copeland’а. В интервью с Rolling Stone 1997 года Copeland клянется в верности традиционному захвату, заявляя о его непревзойденной мощи и сопровождая свои слова "анатомическим" пояснением: "Вся суть использования традиционного захвата состоит в том, что это наиболее эффективный способ использовать вашу руку, чтобы бить в барабан. С традиционным захватом вы можете бить в 50 раз сильнее, чем с симметричным. Симметричный захват не дает вам мощи: при симметричном захвате вы используете только мышцы верхней части предплечья вместо того, чтобы использовать большие мышцы нижней его части, как при традиционном захвате. Таким образом, вы можете получить гораздо более сильный удар". С тех пор Copeland неоднократно подтверждал свою позицию на этот счет. Среди других современных приверженцев традиционного захвата – такие музыканты, как Steve Gadd, Lenny White, а также недавно обращенный в "ортодоксальную веру" Neil Peart.

И все-таки, со всеми ярыми критиками и защитниками, традиционный захват, несмотря на то, что в последнее время его пытаются применять и в рок-музыке, остается предпочитаемым захватом джазменов по всему миру. Кроме того, он, похоже, давно и прочно обосновался в высокопрофессиональных маршевых подразделениях барабанщиков и горнистов – дальних "потомках" военных барабанных подразделений, от которых они и берут свое начало. Именно благодаря этой связи с подразделениями барабанщиков и горнистов традиционный захват прочно ассоциируется с классическим изучением рудиментарной игры на ударных.

В конечном итоге барабанщики по обе стороны баррикад, кажется, сходятся во мнении, что подлинное преимущество традиционного захвата над любой разновидностью симметричного захвата – это его эстетический внешний вид (что вполне понятно на фоне цветастых тарелок и украшенных графикой барабанных пластиков). Намеренно или нет, но любой из нижеследующих пунктов может подразумевать использование этого захвата: 1) Я испытываю определенное почтение к былым мастерам драмминга и к прекрасной традиции, которую они помогли взрастить. 2) Я люблю и/или играю джаз – либо желаю походить на тех, кто ее любит и/или играет. 3) Я изучал рудиментарную игру на ударных классическим способом.

Симметричные захваты

В противоположность традиционному захвату, вы встретите всевозможные разновидности верхних захватов для ведущей руки, которые, при применении к обеим рукам, известны под термином "симметричный" захват. Они мало что могут сказать с визуальной точки зрения (разве то, что вы, возможно, не были воспитаны на барабанных поединках Buddy Rich/Gene Krupa) и, пожалуй, уделяют большее внимание эргономичному стилю игры. Преимущества очевидны. К примеру, вам не нужно учиться дважды, как держать палочку: обе руки выполняют в точности одну и ту же операцию. Благодаря этому проще достичь стабильного однородного звучания.

Раскройте кисть руки ладонью вверх, поместите в нее палочку, так чтобы головка была направлена в сторону от вас, и закройте ладонь естественным способом, прочно поместив подушечку большого пальца (замок в любой разновидности верхнего захвата) на палочку напротив указательного или среднего пальца. Теперь движение работающей палочки зависит от выбранной вами разновидности верхнего захвата. Подавляющее большинство барабанщиков используют какую-либо вариацию "немецкого", "французского" захвата или гибридную комбинацию того и другого, известную под названием "американского" захвата.

В немецком захвате ладони держим параллельно пластику барабана, так чтобы большой палец помещался сбоку палочки, а тыльная часть кисти руки оставалась плоской. Главное движение удара сочетает в себе в равной степени действие пальцев со сгибанием запястья вверх и вниз. Из-за активного участия внутренних мышц предплечья, используемых в данной технике для резких движений запястьем (и чтобы уважительно поспорить с Stewart Copeland’ом), часто считается, что этот захват обеспечивает более мощный удар.

И наоборот, в французском захвате ладони обращены внутрь, а большой палец помещен непосредственно сверху палочки. Это снимает какую-то часть ответственности с запястья, в результате чего получается удар, который в большей степени зависит от действий пальцев. Считается, что именно роль более мелких мышц ладони и пальцев обеспечивает больше контроля, изящности и скорости в более обширном динамическом диапазоне. В число знаменитых приверженцев французского захвата входят John Bonham, Billy Cobham и Bill Bruford. Также, если вы когда-нибудь смотрели конкурс "Самый быстрый барабанщик в мире", вы отметите, что победители конкурса неизменно пользуются разновидностью этой техники с неподвижным запястьем, когда все зависит только от действий пальцев, что в данном случае мы называем "скоростным ударом" (speed stroke).

В действительности, большой процент барабанщиков не придерживаются строго какого-либо одного их вышеперечисленных захватов. Среди них всегда будут новички и самоучки, которые просто берут палочки и начинают играть, держа их так, как им наиболее удобно. Эти ребята применяют захват, который обычно называется "американским". При этом захвате ладони не обращены ни прямо вниз, ни внутрь, и американскому захвату можно обучаться либо как намеренному сочетанию немецкого и французского захватов с поиском особых преимуществ того и другого, либо в результате отказа от строгих требований (или их игнорирования), связанных с эргономичностью. В конечном счете, американский захват обладает одной важной, положительной особенностью: он носит "инстинктивный" характер и таким образом требует наименьшего количества внимания и тренировки мышц, чем любой другой.

Теперь разберем каждый из симметричных захватов еще раз, но с фото:

Немецкий захват

Ладони держим полностью параллельно пластику барабана, палочки лежат так, что образуют как бы широкий "кусок пирога" над барабаном. Комбинированное использование запястья, пальцев и внутренних мышц предплечья придает данному захвату существенное преимущество в плане мощи.

Французский захват

Ладони повернуты перпендикулярно пластику барабана, большие пальцы лежат на палочках сверху – это французский или "литавровый" захват; локти располагаются ближе к телу, а пальцы имеют больший контакт с палочкой, что обеспечивает более контролируемый и изящный удар.

Античный захват

Малоизвестный захват, хорош разве что для громкости и мало для чего еще – этот захват не особо часто практикуется со времен войны (имеется в виду Гражданская война). Большой палец охватывает палочку снизу, мизинец же исполняет роль "замка", и получающийся в результате удар практически полностью зависит от действий запястья, а такие вещи, как отскок и динамика, так слабы, что проявляются едва заметно.

Техника Moeller’а

Независимо от того, какой захват вы предпочитаете, важно знать две классических школы постановки рук. Первая и наиболее известная из этих методик, впервые разработанная Sanford A. Moeller’ом в начале 20-го века и широко пропагандируемая поздним Jim Chapin’ом, – это прославленная техника Moeller’а. Чаще всего ассоциируемая с немецким захватом, техника Moeller’а делает ставку на развитие скорости рук, мощности и контроля над палочками, а также на полную расслабленность мышц всей руки.

Техника эта достигается за счет освоения особого удара, который многие описывают как сильное "хлёсткое" движение по направлению вниз. За этим хлещущим ударом, обычно акцентированным, затем следует либо один-два неакцентированных "движения вверх" (upstroke), во время которых кисть руки возвращается в исходное положение, попутно ударяя в барабан. Хотя некоторые приверженцы техники Moeller’а твердо придерживаются мнения, что удары при движении вверх (upstroke) должны порождаться только за счет отскока, Chapin практиковал очень специфический подход к индивидуальной артикуляции каждой ноты. Он настаивал, что влияние отскока минимальное и каждому удару требуется уделять столько же усилий, сколько и предыдущему.

Но каким бы блистательным музыкантом ни был мистер Chapin, в плане вербальной артикуляции он несколько менее талантлив, и поэтому самый великий последователь Moeller’а не всегда умел дать внятное объяснение относительно того, что же требуется для овладения данной техникой. Вместо этого самый величайший его дар для нас (помимо коллекции превосходных методических пособий, одно из которых, "Передовые техники для современного барабанщика" , и по сей день считается "библией" по развитию джазовой координации движений) – это то, с каким потрясающим великолепием демонстрирует он эту технику в различных запечатленных на видеопленку ситуациях (некоторые из этих съемок можно найти YouTube, если ввести в поисковой строке его имя). Вам будет полезно просмотреть как можно больше видеоматериалов с этим приятным и непоследовательным человеком, чтобы развить понимание механики, которая лежит в основе техники Moeller’а.

Еще один известный последователь Moeller’а, Dave Weckl, демонстрирует хлёсткие удары на подъёме кисти (upstroke) и несколько более внятно разъясняет их механику в своей видеошколе 2000 года: Dave Weckl, A Natural Evolution – How To Develop Technique ("Dave Weckl: естественная эволюция – как развить технику"). Хотя с виду это похоже на технику и демонстрацию Chapin’а, однако описание Weckl’а отличается тем, что он утверждает: для верного исполнения удар должен зависеть от отскока.

1. Специфичное "хлещущее" движение Moeller’а начинается с поднятия локтя, при этом запястье и пальцы остаются как можно более расслабленными.

2. При опускании локтя предплечье и палочка образуют угол, обращенный вершиной вверх, который предваряет хлещущее движение.

3. Первый удар по направлению движения вниз (downstroke) служит в качестве акцентированной ноты триольного рисунка.

4. Второй удар зависит либо от энергии отскока при первом ударе, либо от намеренного контролирования пальцев, в зависимости от вашей научной школы и/или скорости удара.

5. Третий и последний удар выполняется на движении вверх (upstroke), в то время как локоть поднимается, чтобы начать очередной цикл движений по технике Moeller’а.

Техника Gladstone"a

Вторая школа постановки рук, разработанная на основе уникального стиля игры на ударных, которым владел Billy Gladstone, участник коллектива Radio City Music Hall в эпоху 1930-40 гг, характеризуется существенно меньшей популярностью, чем предыдущая – можно даже сказать, что она малоизвестна – возможно, из-за сравнительно молодого возраста ее именно как методики. Как бы там ни было, техника Gladstone’а может похвастаться целым рядом преданных последователей, практикующих легкую скоростную игру, начиная с некоторых наиболее выдающихся последователей: Joe Morello, Buddy Rich’а и Shelly Manne’а (это лишь несколько имен).

Вступая в некоторые разногласия с техникой Moeller’а, техника Gladstone’а делает ставку на полное совершение отскока и максимизацию энергии, которая уже присутствует в движущейся барабанной палочке. Хотя следует заметить, что обе системы полностью согласуются друг с другом по поводу отказа от какого бы то ни было мышечного напряжения, техника Gladstone’а развивает этот принцип несколько глубже, подчеркивая, что никогда не следует прилагать никаких усилий на то, чтобы поднимать палочку после удара. В итоге действует только ответная реакция при отскоке, и барабанщику остается лишь бить палочкой в барабан как можно быстрее, с силой, достаточной для того, чтобы палочка возвращалась в исходное положение (вспомните, как ведут мяч в баскетболе). Это называется "свободный удар" (free stroke).

Контролируя возврат палочки путем остановки ее на определенном расстоянии от пластика барабана – в низком, среднем или высоком положении, – барабанщик определяет, насколько интенсивной будет динамика следующего удара, который называется "контролируемым ударом" (control stroke). Все это, естественно, выполняется при таком расслабленном захвате, что говорят даже: если палочка периодически не вылетает у тебя из рук, значит, ты делаешь что-то не так.

Jojo Mayer, знаменитый приверженец техники Gladstone’а, в своей продолжительной, высокоинформативной видеошколе "Секретное оружие для современного барабанщика" предлагает великолепную демонстрацию, равно как и описание комбинированного действия запястья и пальцев, которое составляет технику Gladstone’а.

Как бы там ни было, нет двух одинаковых человеческих тел, и поэтому постоянно будут развиваться различные вариации разных техник, чтобы отвечать потребностям постоянно растущей и разнообразной армии барабанщиков. Поэтому, прежде чем ломать голову над тем, становиться ли вам преданным поклонником Moeller’а или же несгибаемым апостолом Gladstone’а, помните, что игра на ударных – это форма художественного выражения, и не существует самого лучшего способа ее осуществления, есть лишь способ, который лучше всего подходит вам.

Это наиболее известный и эффективный захват.

Требуется совсем небольшое усилие с вашей стороны (давление силой примерно от 3 до 4 фунтов, т. е. 1,3–1,7 кг), чтобы заставить подчиниться даже очень сильного противника. С помощью этого приема можно заставить противника двигаться в нужном вам направлении, даже если он будет сопротивляться.

Следует понимать, что этот захват является не способом атаки, а просто «подчиняющим» захватом, который применяется только после того, как вы частично обезвредили или морально подавили противника каким-то другим приемом (например, ударом по ушам).


Удар по ушам

Если на противнике нет каски или другого средства защиты, прикрывающего уши, то приведенный здесь прием является простым методом подавления противника:

Сложите ладони лодочкой и нанесите по ушам противника удар одновременно обеими руками (рис. 41).

Нанесенный достаточно резко и сильно, этот удар может разорвать одну или обе барабанные перепонки или слегка контузить противника. Его можно выполнять как спереди, так и сзади.


Захват за большой палец

Этот прием позволит вам в такой степени контролировать противника, что вы сможете использовать его в качестве щита при нападении других противников.

Движения, позволяющие осуществить этот захват, являются достаточно сложными, и это основная причина, по которой данный захват почти неизвестен где-либо за пределами Дальнего Востока.

Но те преимущества, которые получит боец, в совершенстве освоивший этот захват, с лихвой окупят время, затраченное на его отработку.

Сначала сконцентрируйтесь на том, чтобы медленно отрабатывать каждое движение. Постепенно увеличивайте скорость до тех пор, пока все действия не станут одним непрерывным движением. После тщательной отработки этого приема научитесь выполнять его из любого положения, в котором вы можете встретиться с противником.

Станьте лицом к противнику с левой стороны от него.

1. Вставьте большой палец правой руки между большим и указательным пальцем левой руки противника, причем ваши пальцы должны располагаться под ладонью его руки, а ваш большой палец - как показано на рисунке 42.



2. Захватите своей левой рукой левый локоть противника, костяшки пальцев смотрят вправо, большой палец наружу (рис. 43).



3. Сделайте шаг к противнику, в то же время повернитесь так, чтобы смотреть в одном направлении с ним, одновременно тяните его локоть своей левой рукой через свое правое предплечье по направлению вверх (рис. 44).



Отпустите захват, произведенный вашей левой рукой, как только подтянете локоть противника через свое правое предплечье, и прижмите левый локоть противника своей правой рукой к своему туловищу.

4. Продолжая удерживать верхнюю часть левой руки противника своей правой рукой, захватите пальцы его левой руки своей левой рукой. Это лишит противника возможности захватить один из пальцев вашей правой руки, а также даст вам дополнительный рычаг для применения силы следующим образом:

5. Надавите своей правой рукой на тыльную сторону его руки по направлению к своей левой руке.

Если ваш противник окажется очень сильным человеком и попытается сопротивляться, то небольшого дополнительного усилия, приложенного к его пальцам вниз влево вашей левой рукой, будет достаточно, чтобы заставить его приподняться на цыпочки и подчиниться (рис. 45).

симального сустава связки натягиваются и это приводит к синхронному выпрямлению дистального сустава. Ретинакулярные связки выпря-

мляют дистальный сустав, переводя его

положения

90° флексии к

45° флексии (Stack).

С у х о ж и л ь н ы е в л а г а л и щ а (рис.

8). В тех участках, где

жилия сгибаются,

в области

суставов,

они обвернуты

лищами. Последние характерны для сухожилий

сгибателей и

из внешного фиброзного и

внутреннего

синовиального

слоя. Синови-

альный слой переходит на сухожилия в виде

эпитенона, образуя дуб-

ликатуру - м е з о т е н о н, таким же

образом, как

париетальный

тоний переходит

в висцеральный. По мезотеночу сосуды проникают в

сухожилия. В сухожильных

влагалищах

мезотенон обособля-

отдельные

t e n d i n u m , распэложенные на

сухожилий. V i n c u l u m t r i a n g u l a r e n

r a n g u l a r e питают концевые части глубокого, соответственно

ностного сгибателя и являются постоянными образованиями мезотенона

в сухожильных влагалищах пальцев (Тихонов, Гонков, Николаев).

П а р а т е н о н. Вне влагалищ сухожилия покрыты более плотной прозрачной оболочкой - паратеноном. Последний состоит из двух слоев:

внутренний, прочно связанный с сухожилием, и внешний, состоящий из рыхлой соединительной и жировой ткани. Внутренний слой растягивается и движется вместе с сухожилием. Посредством паратенона осуществляется основное питание сухожилий мужеством сосудов, идущих из окружающих тканей.

Кости и суставы

Скелет кисти состоит из 29 костей, включая локтевую и лучевую. Кости связываются 19 суставами, к которым следует прибавить оба лучево-локтевых сустава. Art. radiocarpea и art mediocarpea функционируют как один общий сустав, имеющий две степени свободы движений- сгибание и разгибание, радиальное и ульнарное отведение. В этом общем суставе не осуществляется врадения (ротации), а имеется circumductio. Большой палец имеет отдельный пястно-запястный сустав, позволяющий ему противопоставляться детальным пальцам. Остальные пястно-запястные суставы полуподвижные, причем пятый из них имеет самый большой объем движений.

Пястные кости и фаланги изогнуты дуговидно в ладонном направлении, благодаря чему оформляется продольный свод кисти. Дуговидное расположение пястных и запястних костей в поперечном направлении создает поперечные своды. Таких сводов два: дистальный - по ходу головок пястных костей, и проксимальный - по запястным косточкам (рис. 9). Боковые движения пальцев возможны при выпрямленных основных фалангах. Причиной этого являются боковые связки пястно-фаланговых суставов и суставных поверхностей. Коллатеральные связи начинаются на тыльно-боковых участках головок пястных костей и прикрепляются к ладонно-боковым поверхностям основных фаланг. Поэтому они расслабляются при экстензии и натягиваются при

флексии пястно-фаланговых суставов (рис. 10). Второй причиной блокирования боковых движений пальцев при сгибании является форма передней части головок пястных костей. Этот участок плоский, более широкий и не дает возможности основной фаланге смещаться в стороны. Коллатеральные связки межфаланговых суставов располагаются также, как и в пястно-фаланговых суставах. Когда пальцы иммобили-

Рис. 9. Продольный и поперечный своды кисти обусловливаются формой и расположением костей.

зуются в состоянии экстензии, коллатеральные связки расслабляются, склерозируются и наступает затвердевание суставов. Иммобилизация в положении сгибания предохраняет от возникновения тугоподвижности суставов.

При выпрямлении пальцы расходятся друг от друга, а при сгибании приближаются, причем кончики их указывают на tuberculum ossis scaphoidei (рис. 11). Эти соотношения следует иметь в виду при вправлении переломов этих костей и при иммобилизации пальцев.

Кинезиологические замечания

Палец представляет собой систему костных рычагов, соединенных суставами, контролируемую двумя длинными мышцами - сгибателем и разгибателем, и одной короткой - межкостной. В таком положении система костных рычагов уравновешивается и пальцы могут выполнять целую гамму нормальных движений. При параличе короткой мышцы - m. interosseus - равновесие сил нарушается и палец принимает вынужденное положение „когтеобразную форму" (griffе) - экстензия в пястно-фаланговом суставе и флексия в межфаланговых суставах. Отсутствие короткой мышцы не позволяет здоровым длинным мышцам функционировать нормально.

Изолированные движения отдельных мышц кисти не существуют. Движения пальцев и кисти представляют собой результантную сочетанных и дозированных сокращений и расслаблений множества мышц. Каждое движение совершается своими основными мышцами - двигателями и другими мышцами, моделирующими движение. Так например, при сгибании пальцев в кулак основными двигателями являются глу-

бокий сгибатель пальцев и короткий лучевой разгибатель кисти, тогда как разгибатель пальцев представляет собой основную силу, которая дозирует и определяет степень движения.

Электромиографические исследования показывают (Long), что поверхностный сгибатель активен при наличии противопоставления, тогда как при свободном сгибании пальцев он почти не действует. Межкостные мышцы доминируют при захвате в кулак и при тонком захвате как сгибатели и ротаторы пястно-фаланговых суставов; червеобразные мышцы не принимают активного участия при захватывании в кулак и при свободном сгибании пальцев. Они особенно активны при захвате кончиками пальцев.

Большой палец представляет собой также трехсуставную, трехсегментную систему костных рычагов, приводимую в движение самым большим числом мышц - 8 (4 длинных и 4 коротких мышц). Основное движение, характеризующее функцию большого пальца, это оппозиция. Она представляет собой комбинированное движение сгибания, отведения и ротации в запястно-пястном суставе, сгибания, отведения в лучевом направлении и ротацию в пястно-фаланговом суставе и сгибание в межфаланговом суставе. Артродез пястно-фалангового сустава большого пальца не мешает оппозиции. Противопоставление всем пальцам сохраняется и при артродезе запястно-пястного сустава (см. рис. 106).

Нервыи артерии

Нервы, расположенные на тыльной поверхности кисти, - чувствительные, а на ладонной стороне кисти - смешанные, чувствительные или двигательные. Кожа тыльных поверхностей средних и конечных фаланг иннервируется ладонными нервами пальцев. Из двигательного отдела n. medianus отходят веточки к большей части тенарных мышц, а из п. ulnaris - ко всем мышцам гипотенара и к межкостным мышцам. На рис. 62 показано расположение чувствительных зон срединного и локтевого нервов.

Кровоснабжение кисти и пальцев осуществляется a. radialis и а. ulnaris, образующими два свода - поверхностный и глубокий. Тыльная сторона кисти и пальцев орошается кровью из ладонных сосудов посредством rami perforantes, связывающих аа. metacarpeae palmares с аа. metacarpeae dorsales. Дигитальные артерии широко анастомозируют между собой в области комиссуральных складок, благодаря чему иногда тяжело пораненные пальцы остаются жизненными. Венозная кровь с ладонной стороны кисти и пальцев оттекает через тыльную венозную сеть. Нередко ладонные дигитальные артерии не сопровождаются ладонными венами.

Положение кисти и пальцев в состоянии покоя

В спокойном состоянии, под наркозом или во время сна кисть и пальцы занимают характерное положение (рис. 12). Пальцы согнуты, а большой палец направлен к указательному. Флексия пальцев обусловлена состоянием кисти - сгибание последних вызывает выпрямление пальцев и, наоборот, - выпрямление ее приводит к сгибанию пальцев. Положение покоя является выражением нормального тонуса мускулатуры кисти и представляет собой основное физиологическое состояние кисти и пальцев.

Функциональное положение кисти и пальцев. Это активное состояние кисти. Мускулатура напряжена. Пальцы полураскрыты, а большой палец вынесен в положении оппозиции. Рука готова к захвату (рис. 13). Это положение является исходным для иммобилизации кисти.

Основные виды захвата кистью

Кисть выполняет разнообразные по виду, объему, частоте и силе движения. Благодаря им она захватывает, задерживает и переносит предметы на определенные места, одновременно узнавая их без контроля

2. З а х в а т к о н ч и к а м и п а л ь ц е в (тонкий захват). Он осуществляется кончиками большого пальца и остальных пальцев. Исполь-

ваются боковыми поверхностями пальцев. Захват и поворот ключа является классическим примером этого вида захвата.

Рис. 12. Рука в положении покоя.

Рис. 13. Функциональное положение кисти и пальцев.

Силовая характеристика кисти и пальцев

Объем движений, чувствительность и сила являются основными параметрами, характеризующими функциональную годность кисти и пальцев. В клинике на силу кисти и пальцев обычно обращают меньше всего внимания, хотя хорошо известно насколько беспомощна бессильная кисть, независимо от того, что имеет xopoшyю чувствительность и подвижность.

Приведем несколько нормальных величин для силы всех трех видов захвата, полученных при обследовании 100 здоровых индивидуумов (200 кистей) - работников физического и умственного труда и административных служащих. Схватывающий захват измеряли гидравличе-

динамометром „Jamar", а захват

кончиками пальцев и

Электронным

динамометром

С х в а т ы в а ю щ и й

Нормальные

величины

варьируют между 70,4 и 30,4 кг. Для женщин

величины

У мужчин величины для силы приблизительно

постоянны в

возрасте от 20 до 50 лет, а у женщин - в

возрасте между 30 и 40

З а х в а т к о н ч и к а м и п а л ь ц е в

и б о к о в о й

з а х в а т.

высокие величины, как у мужчин, так и у женщин

имеет захват кон-

чиками большого пальца и среднего

В среднем для мужчин 5, 6,

а самые ниские - захват кончиками

большого пальца и ми-

в среднем 2,3

величины

равны - 3,8 (3,4) кг и

Средние величины бокового захвата между большим и указательным пальцами - 7,5 (7,1) кг для мужчин и 4,9 (4,7) кг для женщин.

Цифры, приведенные в скобках, относятся к неактивной руке. Приведенные величины показывают незначительные различия в силе

между правой и левой кистью, за исключением работников тяжелого физического труда, у которых сила активной кисти резко повышена.

Подготовка к операции и оперативная техника

П р е д о п е р а ц и о н н а я п о д г о т о в к а больного состоит в принятии ванны и мытье кисти и предплечья щеткой с мылом два раза в день-утром и вечером в течение двух дней перед операцией. Ногти подстригают низко. Конечность до локтя покрывают стерильным компрессом. Брить кисть и предплечье лучше всего утром перед операцией. Больной ложится на операционный стол на спину. Руку отводят под углом 90° в плечевом суставе и кладут на столик. Предпочтительнее оперировать на поднятой руке, то есть на столике, поднятом выше уровня операционного стола. При таком положении условия для венозного и лимфного оттока наиболее благоприятны.

В р е м е н н ы й г е м о с т а з. На предплечье накладывают пневматическую манжету или аппарат для измерения кровяного давления. Кисть и предплечье обескровливают предварительно при помощи каучуковой

деленное на операционном столе давление крови. При более длительном сдавливании, в особенности если величины превысят 280 мм рт. ст., может развиться паралич лучевого нерва, который чаще всего проходит за несколько месяцев. Сильное и длительное сдавливание плеча приводит к увеличению послеоперационного отека кисти.

Кисть и предплечье очищают спиртом и йодом. Конечность покрывают стерильными салфетками до лучезапястного сустава. Работа оператора будет значительно легче, если поместить кисть на свинцовую шину и пальцы фиксировать каждый в отдельности в желаемом положении. Для этого можно использовать и алюминиевую шину, а пальцы придерживать, используя резиновые наперстки из операционных перчаток (рис. 14).

перечных в отношении разреза черточек, которые облегчают точную адаптацию кожи в конце операции. Скалпель держут как карандаш. Кожу разрезают медленно и постепенно, слегка надавливая на нее. Края раны подхватывают острыми крючками или нитками-держалками. Экономно отсепаровывают кожу, используя при внедрении вглубь ло-

Когда предстоит подрезать их концы, то можно захватить их специальной держалкой для сухожилий. Нервы и сухожилия перерезают тонким, новым лезвием для бритвы. Перерезать следует плавно, одним взмахом, а не пилить. Осушать раны следует иногда небольшими, смоченными физиологическим раствором марлевыми салфетками, слегка до-

Рис. 14. Рука расположена на алюминиевой шине. Пальцы придерживаются резиновыми наперстками из операционных перчаток.

Рис. 15. Правильное обезболивание пальцев. Таким образом блокируются дигитальные нервы тыльной поверхности руки.

трагиваясь до ткани, или аспиратором с умеренной тягой. Манжету расслабляют и приступают к окончательному гемостазу. Лигатуру накладывают только на более крупные сосуды. Выжидают, чтобы прекратилось кровотечение, слегка придавливая ткани влажными марлевыми сал-

фетками. Кетгут используют редко, так как чаще подкожную ткань шьют вместе с кожей. Употребляют тонкие шелковые, перлоновые нитки или конский волос. Узлы не затягивают. В этом отношении конский волос очень удобен, так как при более сильном стягивании он рвется.

Д р е н и р о в а н и е о п е р а ц и о н н ы х ран к и с т и производят редко. При больших операциях и вырезании более обширных кожных лоскутов, при которых возможно возникновение значительной гематомы, можно применить вакуумный дренаж длительного действия. Его устройство совершенно просто. Он состоит из закрытого стерильного сосуда и стерильной, длинной, тонкой резиновой или пластмассовой трубки. Один конец трубки вставляется в рану, а другой вводят в

сосуд, где создают отрицательное давление. Когда для этого используют склянку от кровяной банки, воздух отсасывают операционным аспиратором. Если употребляют сосуды из мягкой пластмассы, то вакуум создают, сдавливая руками стенки сосуда, чтобы вышел воздух, после чего сосуд закупоривают. Когда вакуум исчерпается, заменяют сосуд другим. Преимущество этого дренажа в том, что больной может ходить с системой.

И н с т р у м е н т а р и й при этих операциях подобен инструментарию при глазных операциях. Употребляют следующие режущие инструменты: небольшие ножи, скальпели со сменяющимися остриями, лезвия для бритвы, небольшие кривые и прямые ножницы, острые, прямые и с желобками небольшие долота. Для гемостаза чаще всего используется зажим-москито. Края раны раскрывают острыми крючками или небольшими зубчатыми расширителями. Ткани зашивают тонкими от 000 до 000000 шелковыми или перлоновыми нитками, атрамватическими игла-

ми или тончайшей танталовой или стальной нержавеющей проволокой.

Последняя является наиболее индифферентным материалом для

Анестезия. Большая часть операций на

кисти и пальцах выполня-

ется под общим н а р к о з о м.

Она обеспечивает хирургу

условия для тонкой и спокойной

Продолжительность

ции на кисти и пальцах в среднем от 1

до 2 часов. Местный наркоз

может обезпечить обезболивание операционной области на этот промежуток времени,но не обезболивает плечо, стянутое кровоостанавливающей манжетой. Больные очень трудно переносят сдавливание дольше получаса. Общий наркоз обеспечивает расслабление мускулатуры, что необ-

ходимо при операциях

на мышечно-сухожильном

аппарате и на

лете кисти и пальцев. У детей общий наркоз -

единственное

обезболивания. П р о в о д н и к о в а я а н е с т е з и я

занимает

место. Используют

1-2%-ый раствор новокаина,

хостакаина и

др. Нервы можно блокировать на уровне сплетения - плексусная анестезия, на уровне локтя или кисти (n. medianus и n. ulnaris) BuckGramcko, Geldmacher, а нервы пальцев - на уровне пястно-фаланго- вых суставов. Плексусная анестезия имеет то преимущество, что снимает боль, вызванную стягивающей манжетой, тогда как блокада нервов в более дистальных участках дает возможность выборочного обезболивания - отдельных нервов и кожных участков. А н е с т е з и я по

О б е р с т у вызывает сдавливание сосудисто-нервных пучков, а иногда, хотя и редко, вызывает гангрены (Rank a. Wakefield). Проводниковая анестезия общих нервов пальцев безопасна. Иглу вводят через межпальцевые кожные складки и раствор впрыскивают в 3 етапа: прежде всего на уровне пястно-фаланговых суставов, после чего иглу поворачивают на 45° в лучевом и локтевом направлениях. Таким образом блокируют общий дигатальный нерв и оба собственных дигитальных нерва (рис. 15).

М е с т н у ю а н е с т е з и ю 0,5-1 %-ым раствором без адреналина применяют как дополнительное средство для обезболивания или само-

дает прекрасные условия для спокойной работы при минимальном риске для больного.

Болевые приемы - это различные способы болевого воздействия (перегибы, загибы, скручивания, рычаги, надавливания и т. п.) на жизненно важные и чувствительные участки тела человека (суставы, сухожилия, глаза, нервные центры, шею и т.д.). Умелое и жесткое применение болевого приема вызывает болевой шок или серьезную травму и выводит противника из боевого состояния. Это дает возможность освободиться от захвата, задержать противника, а возможно и конвоировать.

Прежде чем приступить к описанию техники болевых приемов мы хотим напомнить нашим читателям, что болевой прием, как правило, эффективно применяется после точно нанесенного удара, когда противник находится в шоковом состоянии или его внимание рассеяно.

Болевые приемы на фаланги пальцев показаны на рис. 37. По своей сути эти приемы простые. Главное, что необходимо помнить при их применении, это жесткий захват и резкое перегибание (скручивание) суставов (сухожилий).

Болевые приемы на лучезапястный, локтевой и плечевой суставы.

В различных школах единоборств (айки-до, самбо, джи-у-джитсу и др.) болевых приемов на указанные суставы достаточно много. В данной брошюре мы приводим лишь некоторые из них, на наш взгляд наиболее доступные и эффективные. Как правило, большинство из этих приемов комплексного воздействия на несколько из указанных суставов.

Болевой прием "рычаг руки наверху". Этот прием может применяться как вариант защиты от удара рукой, палкой или ножом.

Основные элементы техники - это блок-захват атакующей руки в области запястья и захват этой руки изнутри и снизу над локтевым сгибом (рис. 38а).



Резким рывком правой руки на себя и толчком левой от себя (в случае, если удар наносится противником правой рукой), травмировать руку противника в локтевом суставе. Этим приемом можно бросить противника на спину, после чего нанести удар ногой или рукой (рис. 38б).



Болевой прием на лучезапястный сустав (рис. 39).

Жесткое выполнение этого приема позволяет конвоировать противника.



Болевой прием "рычаг руки наружу".

Благоприятной ситуацией для перехода на этот прием является момент, когда вы захватили одной рукой руку противника за кисть снаружи. Захватить эту же кисть своей второй рукой так, чтобы большие пальцы рук упирались в тыльную поверхность руки противника (рис. 40а).



Прижимая пальцами рук кисть противника к себе вниз, а большими пальцами надавливая на нее от себя и разворачивая кисть противника наружу, травмировать лучезапястный сустав (обезоружить) (рис. 40б).



Этим приемом можно бросить противника на спину и завершить контратаку ударом ногой (рис. 40в).



Болевой прием "рычаг руки внутрь".

Это универсальный прием и существует много способов перехода на него (его выполнения) в целях самозащиты. В данной брошюре мы раскроем несколько из них применительно к различным ситуациям противоборства с противником.

Ситуация, когда противник наносит удар ребром ладони (ножом, палкой и т. п.) наотмашь. Развернув корпус в сторону от удара, встретить атакующую руку предплечьями рук (рис. 41а). Захватить левой рукой руку противника за запястье сверху, а правой - за кисть снизу.



Резко потянуть противника за руку вправо под себя, сделав шаг правой ногой в сторону, не отпуская захвата руками, перенести свой левый локоть над захваченной рукой противника и прижать ее предплечьем и плечом к своей груди. Вывести противника из равновесия, переместив его центр тяжести на правую ногу и, прижимая его руку к своему левому бедру, движением правой руки вверх и вперед от себя, травмировать ее в локтевом, плечевом и лучезапястном суставах (рис. 41б).



Второй вариант завершения этого болевого приема. Если противник значительно сильнее (или тяжелее) вас, необходимо из положения, показанного на рис. 41а, выполнить захват и протягивание руками, как описано выше, а левой ногой сделать шаг под противника и прижать его грудью к своему бедру (рис. 41в).



Если вы чувствуете, что противник может из этого положения уйти, сделать высед (сесть на заднюю поверхность левой ноги) вперед, свалить противника на грудь и, прижимая его грудью к полу, вывести захваченную руку вперед и вверх, травмировать ее (рис. 41 г).



Третий вариант этого приема показан на рис. 50а, б, в. Болевой прием "загиб руки за спину". Этот прием также является универсальным и может использоваться для конвоирования противника посредством болевого воздействия на локтевой и плечевой суставы.

Благоприятной ситуацией для выполнения данного приема является расслабленное (шоковое) состояние противника после нанесенного ему удара. В этом случае захватить левой рукой за его правую кисть спереди, а правой - за одежду над правым локтем или за плечо (рис. 42а).



Резко потянуть правой рукой на себя, а левой от себя, сгибая захваченную руку в локтевом суставе, и завести ее предплечье за спину (рис. 42б).



Не отпуская захвата правой рукой, пропустить левую руку под предплечьем захваченной руки ближе к локтевому сгибу, наложить кисть на плечо захваченной руки сверху (рис. 42бв).



Если незначительно поднять свое левое предплечье вверх, а кисть нажать вниз, это вызовет резкую боль в локтевом и плечевом суставах захваченной руки. Прилагая усилия, этим приемом можно нанести серьезную травму руки.

Для того, чтобы лишить противника возможности уйти от этого захвата кувырком вперед или другим способом, необходимо правой рукой захватить за одежду на его левом плече сверху или за волосы на голове спереди и потянуть задержанного на себя так, чтобы центр тяжести его тела переместился на правую ногу. Плотно прижать захваченную руку локтем к себе на уровне подребурья (рис. 42г, д).

Похожие публикации