Easyski - Спортивный портал

Методы непрерывного упражнения равномерный и переменный. Метод равномерной тренировки

ИНТЕРВАЛЬНЫЙ И ПОВТОРНЫЙ МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ВИДАХ СПОРТА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПУЛЬСОМЕТРА

ИНТЕРВАЛЬНЫЙ И ПОВТОРНЫЙ МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ВИДАХ СПОРТА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПУЛЬСОМЕТРА

Данные методы тренировки разработаны авторами статьи в Московской государственной академии физической культуры на основании применения мониторов сердечного ритма (МСР) в качестве контроля за тренировочными и соревновательными нагрузками в подготовке спортсменов на выносливость. Они еще неизвестны большому кругу ученых, тренеров и спортсменов.

Максимальную скорость передвижения спортсмены в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (лыжи, биатлон, коньки, велосипед, бег на выносливость и спортивная ходьба, плавание, гребля) могут поддерживать лишь непродолжительный отрезок времени. Если же работу необходимо выполнять длительно, они снижают скорость передвижения и работают с меньшими усилиями или чередуют периоды интенсивной работы с периодами отдыха или мало интенсивной работы. Утомление, которое наступает во время напряженной мышечной деятельности, обусловлено накоплением в мышцах продуктов распада энергетических веществ, прежде всего накоплением молочной кислоты, исчерпанием запасов гликогена в мышцах, непрерывным нарастанием величины кислородного долга. Когда спортсмены в циклических видах спорта на выносливость прерывают интенсивную нагрузку периодами отдыха, организм получает возможность частично устранить факторы, обуславливающие наступление утомления: пополнить запасы гликогена в мышцах, снизить уровень молочной кислоты, окислить другие продукты распада энергетических веществ в мышцах. Подобный прерывистый характер нагрузок, используемых в тренировочных методах (интервальный, повторный, варианты серий тренировочных отрезков и др.) дает возможность спортсменам выполнять более интенсивную работу и в то же время избежать кумулятивного эффекта утомления.

Интервальная тренировка является одним из методов подготовки спортсменов, при котором тренирующее воздействие на его организм оказывает многократно повторяемые «порции» работы субмаксимальной интенсивности, чередуемые с точно дозируемыми паузами отдыха. Продолжительность каждого отдыха невелика – она обеспечивает лишь частичное восстановление частоты сердечных сокращений ЧСС) к началу выполнения очередной «порции» работы. Для наглядности приводим пример интервальной тренировки на коротких отрезках 400 м Х 20 для стайеров, которые используют в своей подготовке в качестве контроля за тренировочными и соревновательными нагрузками монитор сердечного ритма. Пульсовой режим преодоления 400 метровых отрезков в данном методе необходимо планировать, исходя из соревновательного пульса спортсмена на основной дистанции. Допустим соревновательный пульс у вас на основной дистанции (10000 м) равен 186 – 190 уд/мин. Следовательно пульсовые режимы у вас при интервальной тренировки могут быть следующие: 166 – 170 уд/мин.; 171 – 175 уд./мин. 166- 175 /мин. или 176 – 180уд. /мин. Длительность отдыха бегом трусцой (или частично ходьбой) выбирается по длительности восстановления пульса до 120 – 150 уд./мин. И только после этого вы можете продолжать преодоление следующего 400 метрового отрезка.

Нельзя сказать, что существует единое мнение об интервальном методе, его применении и ценности среди ученых, тренеров и спортсменов, хотя рост мировых рекордов в 50- х годах прошлого столетия был связан с применением данного метода. Закономерен вопрос: с чем это связано? Одни специалисты считают. Что основное внимание в интервальной тренировке надо обращать на постоянный интервал отдыха между отрезками, а также на форму отдыха. Другие утверждают, что основным в данном методе тренировки является длина и время преодоления тренировочных отрезков и их количество. Третьи заявляют, что главным в данном методе надо обращать на показатель ЧСС на тренировочных отрезках, который не должен у спортсменов превышать 170 – 180 уд./мин, а во время интервала бегом трусцой ЧСС должна достичь уровня 120 – 140 уд/мин., но время отдыха не должно превышать 1 мин. 30 сек.

Следует отметить, что специалисты все эти годы продолжают совершенствовать интервальный метод. Особенно в последние годы в связи с внедрением мониторов сердечного ритма (т. е. пульсометров) в качестве контроля за тренировочными и соревновательными нагрузками в видах спорта на выносливость.

Отсюда резюме: в настоящее время интервальную тренировку можно подразделить на два варианта.

1. МЕДЛЕННАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

Суть ее состоит в преодолении тренировочных отрезков спортсменом в пульсовом режиме более низком, чем его соревновательный пульс и короткими интервалами отдыха, которые должны обеспечить неполное восстановление. В качестве примера приведем тренировку бегуна, использующего медленный интервальный метод (бег 5 Х 800 м) в пульсовом режиме 181 – 190 уд./мин. длительность интервала отдыха бегом трусцой (или частично ходьбой) до пульсового режима 140 – 150 уд./мин. Соревновательный пульс у данного бегуна на основной дистанции (1500 м) равен 201 – 205 уд./мин.

Данный метод применяется для развития сердечно – сосудистой систем, что влияет больше на совершенствование общей выносливости спортсмена, чем специальной. Поэтому его не следует часто применять в подготовке бегунов, тренирующихся на дистанции 800 м, и вероятно, не надо использовать во время подготовки к основным соревнованиям на дистанции 1500 м.

2. БЫСТРАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

Суть ее состоит в том, что она по сравнению с медленной интервальной тренировки допускает более высокий пульсовой режим преодоления на отрезках и более продолжительный отдых между тренировочными отрезками, а, следовательно, большую степень восстановления.

Тот же самый пример тренировки – бег 5 Х 800 м, используемый спортсменом через несколько дней был видоизменен и превратился в пример быстрой интервальной тренировки 5 Х 800 м в пульсовом режиме 191 – 195уд./мин. и длительностью интервала отдыха бегом трусцой до пульсового режима 120 уд. /мин.

Данный метод тренировки в первую очередь оказывает влияние на развитие скелетных мышц ног. Он направлен, в основном, на совершенствование специальной выносливости и скорости бегуна и тем самым повышает выносливость скелетных мышц и выносливость сердечно – сосудистой системы, их способность переносить накопление продуктов распада и работать в анаэробных условиях (без кислорода).

Медленный интервальный метод находит основное применение на начальных этапах подготовки, быстрый в соревновательных сезонах.

Однако, чтобы метод тренировки мог классифицирован как интервальный он должен:

1)состоять из серий повторений тренировочных отрезков, преодолеваемых в пульсовом режиме ниже, чем при повторном методе.

2) включать интервал отдыха небольшой продолжительности достаточной лишь частичного восстановления частоты сердечных сокращений после предшествующей «порции» работ.

Термин «интервальная тренировка» нередко еще используется ошибочно при описании любого тренировочного метода, включающего повторение отрезков в чередовании с интервалом отдыха. Термин этот по своему происхождению действительно связан со словосочетанием «интервал» отдыха. Но интервал отдыха далеко не главный компонент данного метода, но об этом речь пойдет ниже.

Если в интервальной тренировке, например, серия преодолеваемых отрезков прерывается более длинным интервалом отдыха во время которого ЧСС у спортсмена может снизиться почти до нормального уровня (т. е. ниже 90 – 100 уд./мин.), то такая тренировка превращается в повторную. Точная граница между тем, где заканчивается один метод тренировки и начинается другой, в большинстве случаев зависит от интерпретации тренера.

Повторная тренировка представляет собой преодоление спортсменом нескольких отрезков постоянной длины, которые могут либо короче соревновательной дистанции, либо равны ей, либо длиннее ее. Пульсовой режим преодоления приведенных выше отрезков при применении повторного метода надо планировать исходя из соревновательного пульса спортсмена, который он имеет на основной дистанции.

Для наглядности приведем пример повторной тренировки для средневика на длинных отрезках по пульсовому режиму: 1000 м Х 2 с интервалом отдыха почти до полного восстановления ЧСС. Соревновательный пульс у бегуна на основной дистанции (800 м) равен 191 – 195 уд./мин. Следовательно, пульсовой режим при использовании повторного метода у спортсмена должен быть несколько выше, чем при быстром интервальном методе, т. е. 186 – 190 уд./мин. За интервал отдыха (ходьбой или сидя) ЧСС у спортсмена должна достигать уровня ниже 90 – 100 уд./мин. И только после этого можно продолжить повторение следующего отрезка. Использующие в повторном методе интервалы отдыха должны обеспечить относительно полное восстановление организма спортсмена к началу выполнения очередной «порции» работы.

Воздействие повторного метода тренировки на организм спортсмена всегда носит острый характер, поэтому его следует применять осторожно и в умеренном объеме. Небольшое количество спринтерских отрезков (30 м Х 2 – 3; 60 – 2 – 3; 100 м 1- 3), выполняемых повторным методом можно включать почти в каждом основном тренировочном занятии. Однако объем бега на коротких отрезках (200, 300, 400 м) при использовании повторного метода за одно тренировочное занятие не должно быть больше (1000 – 2000 м) для средневиков и стайеров.

Правильно применяемый повторный метод тренировки повышает способность спортсмена поддерживать довольно высокий пульсовой режим бега в течение «среднего отрезка» времени. Повторная тренировка это не спринт и не бег в полную силу. Спортсмен бежит с заданной и контролируемой ЧСС, которая зависит от того, к какой дистанции и пульсовому режиму он должен подготовить свой организм. Этот тип тренировки является средством развития специальной выносливости и скорости, а может рассматриваться и как метод, направленный на выработку темпа. Поэтому этот метод тренировки находит основное применение в соревновательных сезонах.

На практике интервальная и повторная тренировка вызывает у тренеров и спортсменов значительно больше вопросов, чем например метод непрерывных длительных нагрузок. В таблице 1 приведены основные особенности интервального и повторного методов тренировки.

Таблица 1. Особенности интервального и повторного методов тренировки

Метод тренировки

Соревновательный пульс у спортсмена на основной дистанции

Средняя частота пульса (уд./мин.)

Развиваемые качества

Физиологические изменения в организме

Интервальный Например:400м Х15, в пульсовом режиме 176 – 180уд./мин интервал отдыха до 140 – 150 уд./мин бега трусцой

191 – 195 уд./мин

Перед очередным повторением 140уд./мин, после пробегания отрезка – 178уд./мин

1.Выносливость (преимущественно) 2. Скоростные качества (в меньшей степени) 3. Способность противостоять утомлению при интенсивной работе в условиях кислородной задолженности (в небольшой мере)

1. Совершенствование деятельности сердечно – сосудистой системы за счет повышения ударного объема сердца и расширения капиллярной сети в мышцах. 2.Совершенствования способностей выполнять мышечную работу в аэробных условиях. 3 . Увеличение запаса гликогена в мышцах. 4. Совершенствование внутриклеточных обменных процессов, связанных с работой на выносливость

Повторный Например: 400 м Х5 в пульсовом режиме 186 – 190уд./мин; интервал отдыха до 90 – 100уд./мин ходьбой или сидя

191 -195 уд. /мин

Перед очередным повторением – 96уд./мин; после пробегания отрезка – 189 уд./мин

1.Выносливость (в значительно меньшей степени, чем при интервальном методе). 2.Скоростные качества (в значительно большей степени, чем при интервальном методе). 3.Способность противостоять утомлению при работе малой продолжительности(способность преодолевать короткий отрезок с высокой скоростью).

1. Увеличение силы мышц. 2. Совершенствование внутри клеточных обменных процессов, обеспечивающих высокоинтенсивную мышечную деятельность в анаэробных условиях. 3.Повышение способности организма противостоять утомлению, в частности, способности переносить неприятные болевые ощущения утомления.

При включении прерывистых методов тренировки (интервального, повторного, варианты серий тренировочных отрезков и др.) в тренировочную программу тренеру или спортсмену следует учитывать пять компонентов в этих методах:

1) Длина тренировочных отрезков;

2) Пульсовой режим преодоления отрезков (т. е. скорость бега);

3) Интервал отдыха между повторениями;

4) Количество повторений в тренировочной серии;

5) Форма отдыха

Нельзя не отметить, что каждый компонент этих методов приведенных выше влияет на эффективность тренировки. Поэтому, нами на основании изучения научно – методической литературы как зарубежной, так и отечественной, а также собственных исследований, приведенных по данному вопросу, были сделаны обобщения по этим параметрам, на которых мы остановимся более подробно.

ДЛИНА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ОТРЕЗКОВ

Как показал анализ научно – методической литературы и практический опыт, наиболее распространенными отрезки, которые используют в своей подготовке бегуны на средние и длинные дистанции, когда применяют интервальный или повторный метод являются следующие:

Спортсмены Тренировочные отрезки

Средневики 200, 300, 400, 600, 800, 1000, 1200, 2000 м

Стайеры 200, 300, 400, 800, 1000, 1200, 2000, 3000, 5000 м

Иными словами, при интервальном или повторном методах длина тренировочных отрезках может быть одинаковый или различный. Однако, отрезки равные соревновательной дистанции редко применяются в тренировке бегунов. Преодоление спортсменом отрезков, длиннее чем его соревновательная дистанция (это особенно желательно на весеннем и осеннем этапах), повышает выносливость бегуна и способствует созданию определенного психологического настроя. У спортсмена, тренирующегося на дистанциях, длиннее соревновательной, появляется уверенность, что на более коротких дистанциях он сумеет показать лучший результат. Однако, этот подход не должен вытеснять тренировку на отрезках более коротких, чем соревновательные, особенно на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

ПУЛЬСОВОЙ РЕЖИМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТРЕЗКОВ (Т. Е. СКОРОСТЬ БЕГА)

Для того, чтобы спортсмену подобрать нужный пульсовой режим преодоления тренировочных отрезков при применении интервального и повторного метода, тренер или сам спортсмен должен знать свой соревновательный пульс на тех дистанциях, на которых он собирается стартовать. Следует отметить, что многие тренеры или сами спортсмены не знают своего соревновательного пульса, как на основной дистанции, так и на смежных. Поэтому надо подойти к этому важному вопросу со знанием дела, т. е. замерить соревновательный пульс на тех дистанциях, на которых соревнуется спортсмен при помощи монитора сердечного ритма POLAR RS 800 SD во время самих соревнований.

Учитывая тот факт, что каждый спортсмен в беге на выносливость имеет сугубо индивидуальный пульс, нами на основании практического опыта по применению мониторов сердечного ритма в качестве контроля за тренировочными и соревновательными нагрузками были выявлены пульсовые режимы в повторном и интервальном методах тренировки на тренировочных отрезках в зависимости от соревновательного пульса спортсменов на основной дистанции (см. табл.2).

ТАБЛИЦА 2.

ПУЛЬСОВЫЕ РЕЖИМЫ В ПОВТОРНОМ И ИНТЕРВАЛЬНОМ МЕТОДАХ

ТРЕНИРОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПУЛЬСА

СПОРТСМЕНА НА ОСНОВНОЙ ДИСТАНЦИИ

Соревновательный пульс у спортсмена на основной дистанции (уд./мин)

Пульсовой режим преодоления тренировочных отрезков при повторном методе (уд./мин)

Пульсовой режим преодоления тренировочных отрезков в быстром интервальном методе (уд./мин)

Пульсовой режим преодоления тренировочных отрезков в медленном интервальном методе

(уд./мин)

216 - 220

211- 215

206 - 210

196 – 205

211 - 215

206 -- 209

201 - 205

191 – 200

206 - 210

201 – 205

196 - 200

186 – 195

201 – 205

196 – 200

191 – 195

181 – 190

196 – 200

191 – 195

186 – 190

176 – 185

191 – 195

186 – 190

181 – 185

171 – 180

186 – 190

181 – 185

176 – 180

166 – 175

181 – 185

176 – 180

171 – 17 5

161 – 170

176 – 180

171 – 175

166 – 170

156 – 165

171 – 175

166 – 170

161 – 165

151 – 160

Исходя из того, что каждый спортсмен имеет сугубо индивидуальный соревновательный пульс, поэтому некоторые спортсмены могут не попасть в диапазон соревновательного пульса, приведенных в таблице. В этом случае нужно самому спортсмену определить его для себя. Как это сделать не трудно догадаться: путем фиксации с помощью монитора сердечного ритма своего пульса как на основной соревновательной дистанции так и на смежных.

Как видно, из таблицы при повторной тренировке пульсовой режим бега у спортсменов на тренировочных отрезках должен быть всегда выше, чем при интервальной. И в заключение, остановимся на общих закономерностях по данному параметру.

Если спортсмен преодолевает тренировочный отрезок в пульсовом режиме далеким от его соревновательного пульса на основной дистанции, то это обстоятельство не оказывает должного воздействия на специальную выносливость.

Если спортсмен преодолевает тренировочный отрезок в пульсовом режиме очень близким к его соревновательному пульсу на основной дистанции, следовательно, согласно физиологии образуется большой кислородный долг. Иными словами, спортсмен развивает скорость и специальную выносливость.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРВАЛОВ ОТДЫХА

При интервальном методе используются короткие паузы отдыха, в то время, как при повторном продолжительные. Иными словами, очередное повторение тренировочного отрезка при медленном интервальном методе спортсмен начинает, когда ЧСС достигает в отдыхе бегом трусцой (или частично ходьбой) уровня пульсового режима 140 – 150 уд./мин, а в быстром интервальном методе уровня 120 – 130 уд./мин. А вот при повторном методе очередное повторение тренировочного отрезка спортсмен может начинать только после того, когда его ЧСС достигнет в отдыхе ходьбой или сидя уровня 90 – 100 уд./мин, хотя такое снижение не всегда возможно на практике.

Продолжительность интервалов отдыха между повторениями зависит от того, какое качество должен развивать спортсмен, И в заключение остановимся на общих закономерностях по данному параметру:

Сокращение интервалов отдыха и использование не высоких пульсовых режимов в преодолении тренировочных отрезков спортсменами снижают воздействие тренировки на скоростные качества и увеличивают воздействие на выносливость.

Увеличение интервалов отдыха (в различных пределах) позволяет спортсмену использовать более высокие пульсовые режимы в преодолении тренировочных отрезков.

КОЛИЧЕСТВО ПОВТОРЕНИЙ

Число отрезков, преодолеваемых спортсменом в серии повторном или интервальном методами, зависит от многих факторов (имеется в виду состояние спортсмена, этапа тренировки и т. д.). Однако следует отметить, что имеются и общие принципы, руководствуясь которыми тренер или сам спортсмен может подобрать нужное количество повторений:

Чем короче соревновательная дистанция, которой готовится спортсмен, тем меньшее количество повторений в серии он должен выполнить на одинаковых отрезках. Например, используя интервальный метод тренировки, стайер может выполнить серию 1000 м Х 10 в интервале бег трусцой до пульса 140 – 150 уд./мин., а средневик1000 м Х 4 -5 .

Чем выше пульсовые режимы в преодолении тренировочных отрезков в серии, тем меньше должно быть их количество. Так, применяя интервальный метод тренировки, спортсмен готовящийся в соревнованиях пробежать 10000 м, может выполнить серию 5 Х 2000 м в пульсовом режиме 171 – 180 уд./мин с интервалом отдыха бегом трусцой до уровня пульса 140 – 150 уд./мин. Соревновательный пульс у данного спортсмена на этой дистанции191 – 195 уд./мин. Если спортсмен применит повторный метод тренировки, то он должен пробежать 2 Х 2000 м в пульсовом режиме186 – 190 уд./мин. с интервалом отдыха ходьбой или сидя до уровня пульса 90 – 100 уд. /мин.

Желательно, чтобы суммарный объем отрезков, выполняемых повторным методом, был значительно меньше суммарного объема отрезков в интервальном беге.

И в заключение, на основании анализа литературных данных и практического опыта работы приводим наиболее характерное число отрезков в серии, которые применяют спортсмены в интервальной или в повторной тренировке:

Средневики

Медленный интервальный метод

Быстрый интервальный метод

Повторный метод

15-20

10-12

10-12

8-10

1000

2000

3000

5000

Длина тренировочных отрезков (м)

Стайеры

Медленный интервальный метод

Быстрый интервальный метод

Повторный метод

20-25

15-20

20-25

15-20

10-12

1000

8-10

2000

3000

5000

ФОРМА ОТДЫХА

Спортсмены обычно отдыхают между тренировочными отрезками в серии трусцой или, проходя шагом аналогичные отрезки (например, 5 Х 200 м в пульсовом режиме 175 – 180 уд./мин, отдых бегом трусцой до 140 – 150 уд./мин. Соревновательный пульс у данного спортсмена на основной дистанции (1500 м) равен 196 – 200уд./мин.

Некоторые специалисты рекомендуют спортсменам отдыхать сидя или лежа, ссылаясь на то, что частота пульса восстанавливается до нормального уровня быстрее, чем за этот же промежуток времени при беге трусцой. Иногда спортсмену более целесообразно не сидеть или лежать, а медленно двигаться, особенно после преодоления отрезков с высокими пульсовыми режимами, когда образуется большой кислородный долг. Поэтому медленный бег окажет на мышцы массирующий эффект, что поможет выведению продуктов энергетического распада (молочная кислота, углекислый газ и т. д.) и доставке в мышцы кислорода, сахара.

В заключение, по данному параметру мы приводим только общую схему, которой должны пользоваться спортсмены в отдыхе между отрезками в серии, когда они применяют интервальный или повторный метод.

Метод тренировки

Характер интервала отдыха

Медленная интервальная

Бег трусцой

Быстрая интервальная

Бег трусцой, а в конце отдыха можно использовать ходьбу

Повторная тренировка

После каждого быстрого повторения бег трусцой на небольшое расстояние, а затем ходьба или отдых, сидя или лежа

Анатолий Якимов, Август Ревзон, Сергей Старостин, Денис Зиновьев

Р. S . Авторы ищут спонсора. Нами подготовлено для тренеров и спортсменов пособие «Как построить тренировку бегунов на средние и длинные дистанции с использованием пульсометра «. Вот ее краткое содержание.

Введение Методика – допинг: Кто кого?

Глава 1. Методы тренировки бегунов на выносливость с использованием пульсометра.

1. 1. Метод непрерывного длительного бега

2. 2. Пульсовой фартлек

3. 3. Интервальный и повторный метод

4. 4. Варианты серий тренировочных отрезков

А) Прямая серия

Б) Серия сокращающихся отрезков – «обратная лесенка»

В) Прогрессирующая серия

Г) Переменно (прогрессирующая – регрессирующая) серия

Д) Дробные повторения (и другие)

5. Моделирующий метод.

6. Гипоксический метод

7. Контрольный и соревновательный методы тренировки

Глава 2. Как построить круглогодичную тренировку бегунов на средние и длинные дистанции

2. 1. Особенности построения тренировки бегунов на осеннем этапе

2.2. Особенности построения тренировки спортсменов в зимнем соревновательном сезоне

3.3. Особенности построения тренировки бегунов на весеннем этапе

4.4. Особенности построения тренировки спортсменов в летнем соревновательном сезоне

5. 5. Подготовка спортсменов к главным стартам зимнего и летнего соревновательных сезонов

Глава 3. Контроль за функциональной и технической подготовленностью бегунов на средние и длинные дистанции с помощью применения пульсометра « Polar SD 800 RS «.

Глава 4. Научно – теоретические аспекты тренировки спортсменов на выносливость

4.1. Адаптация

4. 2. Максимальный адаптационный стресс

4.3. Утомление

4.5. Механизм мышечного энергообеспечения

4.6. Красные и белые мышечные волокна и физические способности спортсмена

4.8. Некоторые аспекты тренировки бегунов в среднегорье

4.9. Как тренируются некоторые сильнейшие средневики и стайеры мира

Глава 5. Технико - тактическая подготовка

5.1. Принципы механики, применяемые в беге

5.3..Механические и физиологические принципы преодоления средних и длинных дистанций

5.4. Построение графиков бега

Наш контактный телефон – 8 -916 – 312- 60 – 67 (Зиновьев Денис)

Дом. тел. 342- 73 – 05 (Анатолий Михайлович)

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе выполнения упражнения, путем н6аправленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуд движений, величины усилий, смены техники движений и т.д. Примером его может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и технических приемов в спортивных играх в течение каждого периода.

Тренирующее воздействие на организм занимающихся при использовании переменного метода обеспечивается в период работы. Направленность воздействия на функциональные свойства организма регулируется за счет изменения режима работы и формы движений.

Переменный метод предусматривает беспрерывное чередование нагрузок различной интенсивности, которое может быть ритмичным (одинаковые периоды работы повышенной интенсивности чередуются с одинаковыми периодами работы пониженной интенсивности) или аритмичными. Разновидностью последнего является «фартлек» («игра скоростей»).

«Фартлек» представляет собой тренировку переменной интенсивности во многих видах спорта. В беге «фартлек» - это кросс продолжительностью от 45 мин. До 1,5- 2 часов, проводимый преимущественно в лесу. Программа бега произвольна и состоит из равномерного бега, чередуемого (по самочувствию спортсменов) с ускорениями на отрезках различной произвольной длинны, пробегаемых с различной скоростью.

На первом этапе подготовительного периода в «фартлек» включают сравнительно длинные отрезки. Частота пульса при этом должна быть в пределах 150-170 уд/мин. Ближе к соревновательному периоду отрезки становятся более короткими и преодолеваются с большей скоростью. Пульс может подняться до 170-185 уд/мин.

Аналогичные нагрузки переменного характера с неравномерными паузами отдыха может применяться в различных видах спорта.

Основная цель повторного метода – выполнять движения, действия, задания определенное число раз, стараясь придерживаться требуемой формы и характера и добиваясь совершенствования в них. Подобные методы называют также тренировочными, иногда гимнастическими. Такие методы могут различаться по характеру и величине проявляемых усилий (методы максимальный, умеренного воздействия и др.); по характеру повторности (методы повторный, интервальный и др.); по характеру выполнения (темповой, равномерный, переменный и др.); по составу упражнения (целостный, расчлененный и др.); по направленности (облегчающий, усложняющий и др.). Различия в методах определяются также внешними условиями, в которых выполняются учебные и тренировочные задания, а также использованием снарядов, тренажеров, специальной аппаратуры и пр.



Переменный метод применяется в циклических и ациклических упражнениях. В циклических упражнениях нагрузки главным образом регулируются за счет варьировании скорости передвижения. Она может изменяться от умеренной до соревновательной. От варьирования скорости длительности выполнения упражнения зависят характер физиологических сдвигов в организме, что, что в свою очередь, ведет либо к развитию аэробных или аэробно- анаэробных возможностей.

В ациклических упражнениях переменный метод реализуется путем выполнения упражнениях

Переменный метод реализуется путем выполнения упражнений, непрерывно изменяющихся как по интенсивности, так и по форме движений.

Задачи, решаемые с помощью переменного метода, весьма разнообразны: развитие скоростных возможностей и выносливости (общей и специальной), координационных способностей, расширение диапазона двигательного навыка, приобретение определенных тактических умений, необходимых для выступления в соревнованиях; воспитание волевых качеств.

Выделяют несколько вариантов переменного метода:

1) с ритмичным колебанием интенсивности – одинаковые периоды работы с повышенной интенсивностью чередуются с такими же периодами работы пониженной интенсивности. Например, в беге на дистанцию 3000 м: 500 м в ½ силы + 200 в ¾ силы + 300 свободно и т.д.;

2) с неритмичными колебаниями интенсивности и длительности мышечной работы. Примером этого варианта является «фартлек» содержание которого мы уже рассмотрели выше;

3) с неритмичными колебаниями интенсивности, зависящими от решения определенных технико - тактических задач (например, при обработке тактики «рваного бега» в легкой атлетике).

Преимущества метода заключаются в том, что он устраняет монотонность в работе. Смена интенсивности выполнения упражнения требует постоянного переключения физиологических систем организма на новые, более высокие уровни активности, повышению способности к одновременной перестройки всех органов и систем. Чередование скоростей и напряжений в циклических упражнениях дает возможность совершенствовать физические способности и технику движения. Одни и те же движения выполняемые с большой, а затем с малой скоростью, составляются по принципу контраста. Это дает возможность четко различать мышечные ощущения, связанные с правильным, свободным, выполнением движения и неправильным выполнением движения.

Недостатками переменного метода является то, что он в какой- то степени «неточен», так как все основные компоненты (длина ускорения, скорость, продолжительность снижения скорости и т.п.) нагрузки в переменном методе планируются приблизительно, как правило, «по самочувствию», на основании текущего субъективного контроля, хотя предварительное планирование примерного диапазона работы также ведется.

Процесс спортивной подготовки – это большой, порой весьма значительный труд для спортсменов. Ведь чтобы вызвать требуемые адаптационные изменения в организме спортсмена, нужно, чтобы он многократным выполнением упражнений, своей реакцией на внешние воздействия создавал соответствующие нагрузки на органы и системы. А нагрузка – это усиленная деятельность органов и систем, соответственно и вызванная физической работой спортсмена, его психическим проявлением. А там, где есть непривычно повышенная нагрузка, есть и адаптационные изменения. Из положения об адекватности адаптации следует особая важность правильного выбора нагрузок и воздействий соответственно задачам подготовки.

Нагрузки и воздействия весьма разнообразны и комплексы их специфичны соответственно виду спорта.

В спортивной подготовки используются следующие основные преимущественные направленности нагрузок и возможностей:

а) для активного отдыха и улучшения процессов восстановления;

б) для поддержания спортивной подготовленности и ее отдельны компонентов на достигнутом уровне;

в) для развития и совершенствования спортивной подготовленности и ее отдельных компонентов в условиях ежедневного и планируемого восстановления;


Таблица 14

Основные тренировочные характеристики переменного метода

Основ-ное назначение Упражнение метода Содержание Интенсивность Объем Интервал отдыха Количество занятий в неделю Место в большом цикле тренировки
ЧСС (уд/мин) % от соревновательной % от максимальной Продолжительность непрерывной работы Число повторений в одном подходе Число подходов, серий
Переменный 1. Воспитание специальной выносливости Избранный вид спорта Чередование работы, выполняемой с ускорениями средней (5-10 сек) и максимальной интенсивности (5-10 сек) с короткими замедлениями (5-10 сек) 160-180 800, 100, 50 - 3-6 раз по 15-30 сек - 5-8 5-8 мин 3-4 Специально- подготовительный этап, соревновательный период
2. Воспитание специальной выносливости в работе большой и умеренной мощности Избранный вид спорта Чередование работы, выполняемой с ускорениями средней и максимальной интенсивности с короткими замедлениями 160-190 50-90 - 15-50 мин - 1-2 Специально-подготовительный этап, соревновательный период

г) для развития и совершенствования спортивной подготовленности и ее отдельных компонентов на фоне недостаточного восстановления;

д) для воспитания способности проявлять предельные функциональные возможности организма спортсмена, его психики;

е) для подготовки к эффективному и правильному выполнению следующих упражнений;

ж) для оптимального выхода из высоких нагрузок и перехода к относительно нормальному состоянию.

Основные компоненты нагрузок.

Компоненты нагрузок, характеризующие их количество и качество, играют особо важную, по существу ведущую роль.

Количественный компонент – это продолжительность и число повторений упражнения, общие и частные суммы времени их выполнения. Нагрузка прямо пропорциональна продолжительности работы (при прочих равных условиях). Следовательно, изменение продолжительности, а значит, и воздействия нагрузки – одна из главных возможностей создавать и регулировать их в требуемой мере.

Изначальным для установления количества нагрузки являются соревновательные официальные стандарты продолжительности (спортивные игры, бокс, фигурное катание и др.) числа попыток (прыжки, метания, стрельба и др.), времени, необходимого для достижения победы (фехтование, циклические виды спорта и др.).

Количественный компонент нагрузки часто выражают словом объем. Это кратко, но не точно. Понятие объема должно отражать всю совокупность выполняемых спортсменом занятий. Такой суммарный или общий объем выражается в часах, в числе занятий и соревнований, тренировочных и соревновательных днях. Важно различать общий объем в количестве часов, занятых всем процессом подготовки и фактический объем в часах, затраченных на выполнение тренировочных работ и упражнений.

Количественный компонент связан с интенсивностью упражнений, их координационной сложностью, точностью, выразительностью и психической напряженностью. В спортивной практике интенсивность характеризуется прежде всего степенью нервно - мышечных усилий, уровнем физиологических, биохимических и психических процессов. Обычно с повышением нервно- мышечных и волевых усилий, с возрастанием трудностей внешних условий интенсивность увеличивается.

Интенсивность в спорте – количество тренировочной или соревновательной работы в единицу времени. Следовательно, чем больше движений и требуемых для этого усилий выполнено в единицу времени, тем выше интенсивность.

Уровень интенсивности обусловлен, в первую очередь, видом спорта. Например, в поднятии штанги, прыжках, метаниях, спринте интенсивность достигает 100%. Там же, где успех определяется искусством движений, высокая интенсивность нужна лишь в отдельных фазах, в остальном же выполнение упражнений требует меньших усилий.

Интенсивность во время выполнения упражнений может поддерживаться в течение некоторого времени на одном уровне, как в циклических видах спорта, но может и изменяться в большом диапазоне, например, при выполнении гимнастических комбинаций на снарядах. Сложно сочетаются разные уровни интенсивности в спортивных играх, непрерывно изменяющейся от предельной до минимальной и сочетающейся с интервалами отдыха в тайм- аутах и при смене игроков. Такая динамика интенсивности, к тому же определяемая ситуацией игры, в особенности должна учитываться в процессе тренировки.

Надо помнить, что вместе с нарастанием утомления в процессе выполнения упражнения обеспечение той же интенсивности (например, в последнем круге бега на 5 км) может стоить спортсмену значительно дороже.

Следует различать два основных направления в повышении интенсивности нагрузки: первое – за сет увеличения мышечных и психических усилий, второе – за счет уплотнения тренировочного занятия, тренировочного дня, большего заполнения их физическими упражнениями.

Первое направление главное, прежде всего потому, что обеспечивает высокие уровни адаптации применительно к специфическим требованиям избранного вида спорта. Кроме того, только это направление может обеспечить значительное повышение функциональных возможностей органов и систем, работоспособности всего организма в целом, в том числе и с целью достижения общей физической подготовленности.

Второе направление создает, во-первых, возможность многократного использования первого направления повышения интенсивности. При этом интенсивность тренировочного занятия и дня в целом будет определяться числом упражнений, величиной усилий в них и продолжительностью интервалов отдыха между ними, а также влиянием на органы и системы спортсменов всей суммы нагрузки от тренировочного занятия или тренировочного дня.

РАВНОМЕРНЫЙ метод характеризуется однократной непрерывной работой умеренной интенсивности. Колебания скорости допустимы в пределах – 3 - 5% от средней.

Частота сердечных сокращений находится в диапазоне 120-150 уд.\ мин. Кислородный запрос полностью покрывается за счет текущего поступления кислорода, которое составляет примерно 50% от максимального потребления. Уровень молочной кислоты незначительно повышается в начале работы, а в дальнейшем понижается до нормы. Такие показатели функций дыхания и кровообращения способствуют установлению в организме устойчивых взаимоотношений между двигательной функцией и ее вегетативным обеспечением.

Равномерный метод применяется преимущественно в упражнениях циклического характера (бег, плавание, гребля и др.). Исходная величина нагрузки определяется временем работы или длинной дистанции и составляет 15-20 мин., а затем постепенно увеличивается до 1 часа и более, а в тренировке высококвалифицированных спортсменов достигает несколько часов.

Равномерный метод можно использовать и в ациклических движениях, когда путем слитных повторений этим упражнениям искусственно придается циклический характер (например, силовые упражнения, выполняемые многократно и слитно).

Увеличение нагрузки достигается постепенно возрастанием продолжительности работы и незначительно - интенсивности. Тренирующее воздействие на организм обеспечивается во время работы. Восстановление работоспособности наступает через 5-24 часа, в зависимости от величины нагрузки. Равномерный метод применяется:

1. На первом этапе подготовительного и соревновательного периодов, как метод «врабатывания», при этом решаются две задачи: развитие общей выносливости и совершенствование техники движения; равномерно поддерживаемая небольшая скорость на протяжении длительного времени дает возможность выполнять физические упражнения автоматизировано, направляя внимание на отработку элементов техники; это важно не только на начальном этапе обучения, но и в процессе спортивного совершенствования.

2. Непосредственно в соревновательном периоде, во-первых, перед соревнованиями (например, равномерное прохождение дистанции на лыжах с целью запоминания трассы и определения тактики и раскладки сил); во-вторых, после соревнований как активный отдых и переключение на работу умеренной интенсивности.

3. В переходном периоде с целью совершенствования техники движений и поддерживания работоспособности.

Положительные стороны равномерного метода состоят в том, что при выполнении непрерывной нагрузки умеренной интенсивности:

1) вырабатывается согласованность в работе всех функций организма;

2) повышается аэробная производительность организма, и следовательно развивается общая выносливость;

3) создаются условия для закрепления и совершенствования правильной техники движений;

4) в процессе длительной работы воспитывается настойчивость, упорство трудолюбие.

Отрицательная сторона заключается в том, что со временем вырабатывается привычный стандартный темп движений, что может привести к стабилизации скорости. Поэтому применением равномерного метода нельзя злоупотреблять, его нужно использовать своевременно и в сочетании с другими методами.

Интервальный метод имеет два различных принципа: принцип непрерывности (интервальная тренировка) и интервальный принцип (интервальная работа). Оба метода оказывают принципиально разное влияние на организм спортсмена.

Принцип непрерывности (интервальная тренировка) . Исследования немецкого ученого X. Рейнделла подтвердили, что при этом методе основное тренирующее воздействие происходит не в период нагрузки, а во время снижения ее, то есть во время кратковременной паузы отдыха. Такая тренировка направлена на совершенствование обменных процессов, функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это «тренировка сердца», как ее назвали многие ученые. В лыжном спорте она применяется для развития специальной выносливости.

Интенсивность выполнения кратковременных упражнений не должна быть высокой: 60-80 процентов от максимальной на данном отрезке дистанции. Эта тренировка отличается от переменной строго дозированными интервалами нагрузки и отдыха.

Длительность выполнения упражнений - до 1 мин (наиболее рациональная - до 30-40 с на равнине и 15-20 с на подъеме), длительность интервалов снижения нагрузки-45-90 с. Количество повторений упражнения большое - до 20-35 раз. Упражнения выполняются сериями, между сериями отдых более длительный - 8-15 мин.

Особое значение в такой тренировке придается контролю за пульсом. По данным ряда ученых, пульс в конце упражнения не должен превышать 150-180 ударов в минуту, а в конце интервала отдыха - 120-140, в конце паузы между сериями -90-100 ударов в минуту.

Количество повторений упражнений в серии индивидуально и определяется на одном из первых занятий с применением интервальной тренировки. Тренер предлагает занимающемуся выполнить максимальное количество повторений в режиме (по интенсивности и интервалу), проверяет пульс сразу после нагрузки и после планируемого интервала отдыха.

Определив число максимальных повторений данного отрезка, в дальнейших занятиях надо использовать его в сериях, исходя из формулы МП/2 (МП - максимальное количество повторений).

По мере повышения тренированности в эту формулу вводятся поправки:

При проведении ускорений на подъеме длительность выполнения упражнений сокращается. Между сериями ускорений целесообразно предлагать прохождение спусков с поворотами и препятствиями.

Известный немецкий специалист по круговой тренировке М. Шолих рекомендует интенсивность в силовых упражнениях, равную 50-60 процентам от максимальной.

По данным ученых, физиологическая направленность этого метода тренировки следующая: регуляция сердечнососудистой системы, капилляризация, мышечный обмен веществ, повышение способности к потреблению кислорода.

Следует подчеркнуть, что у начинающих спортсменов интервальная тренировка вызывает такой же тренировочный эффект, как и равномерная (ввиду недостаточной физиологической нагрузки от пробегаемых отрезков), поэтому ее лучше применять при определенном стаже тренировки.

Интервальный принцип (интервальная работа) оказывает воздействие на организм спортсмена посредством самой нагрузки. Метод применяют для совершенствования качеств быстроты и скоростной выносливости. Интенсивность выполнения упражнений может достигать 80-90 процентов от максимальной.

Интервальный принцип включает четыре основных элемента: время (длина дистанции, объем), темп (интенсивность нагрузки), интервалы (паузы отдыха), количество повторений. В каждом из этих элементов имеется три возможных варианта. Так, дистанция может быть короткой (до 30-35 с), средней (1-1,5 мин), длинной (до 3 мин); интенсивность - высокой, средней, слабой (имеется в виду и в интервалах отдыха); интервалы отдыха - кратковременными (30-60 с), средними (1-1,5 мин), большими (3 мин и более); количество повторений - большое, среднее, малое. Эти составные части можно варьировать различными сочетаниями, что позволяет говорить о 225 вариантах интервальной работы. Кроме того, учитывается и вид деятельности в интервалах отдыха.

Выбирая различные сочетания этих элементов, тренер должен исходить из задачи тренировки и желаемого тренировочного эффекта. Необходимо помнить, что интервальная работа является эффективным средством для подведения организма к спортивной форме, поэтому не следует применять этот метод продолжительное время.

Длина дистанции выбирается так, чтобы спортсмен имел на данном отрезке интенсивность 70-80 процентов от максимальной, смог одновременно тренироваться на скорости, превышающей предполагаемую на соревновательной дистанции на 8-12 процентов.

В сумме длина отрезков одного тренировочного занятия должна приближаться примерно к 1/3-1/4 тренировочной дистанции, в некоторых случаях она может доходить и до 1/2 длины дистанции (речь идет о 3, 5 и 10 км). Интервалы отдыха более длительные - 3-6 мин при работе на средних и длинных отрезках и 1,5-3 мин при работе на коротких отрезках. Количество повторений в сериях небольшое - 4-6, в уроке может быть несколько серий. Надо постепенно сокращать интервалы отдыха от повторения к повторению (например, 5, 4, 3 мин).

Если сохранять постоянными длину отрезка, интервал отдыха и интенсивность, а увеличивать от занятия к занятию количество повторений, то преимущественно будет совершенствоваться выносливость, при постепенном увеличении скорости пробежек - скоростная выносливость.

Интервальная работа дает быстрый тренировочный эффект при осуществлении принципа перегрузки, или, как его называют иначе, принципа максимальной нагрузки. Этот принцип заключается в следующем: после того как спортсмен адаптировался к нагрузке, в течение нескольких следующих недель прогрессивно увеличивается количество повторений (примерно в 2 раза) или прогрессивно уменьшаются интервалы отдыха (примерно наполовину).

Дополнительное увеличение количества, темпа или времени выполнения упражнений ведет к постоянному расширению границ выносливости. Вопрос о количестве повторений, скорости и длине дистанции должен решаться индивидуально, контроль за пульсом обязателен. При появлении симптомов утомления, изменениях в технике можно рекомендовать переключение на выполнение части целого упражнения (то есть работу только руками или только ногами), использование различных способов лыжных ходов.

Заключается в продолжительном выполнении нагрузки (не менее 30 минут, в равномерном режиме при частоте пульса 150-160 ударов в минуту.

Пример: кросс, бег

Метод повторно-переменной тренировки

* Характеризуется планомерным изменением скорости выполнения упражнения в сторону её увеличения на столько, чтобы возник (кислородный долг), который должен быть погашен при дальнейшем выполнении упражнения в умеренном темпе в производительных паузах отдыха.

* До повышения интенсивности работа выполняется при пульсе 140-160 ударов в минуту.

Пример: бег 3 км -через каждые 500 м ускорение 30 метров.

Интервальный метод

* Многократное повторение кратковременных "порций" работы,при строгой регламентации продолжительности упражнения и пауз отдыха, между повторениями для каждого тренировочного занятия.

* Интенсивность подбирается таким образом чтобы к концу выполнения упражнения пульс был равен 180 ударов в минуту

Следующую серию начинать с пульсом 120-130 ударов в минуту!.

* Продолжительность одной серии упражнения циклического характера 1,5-2 минуты,специальных(волейбольных) 2-4 минуты!

Метод круговой тренировки

* Характеризуется последовательным выполнением упражнений, направленных на воспитание силы, быстроты, выносливости.

Игровой метод

* Использование спортивных игр, подвижных игр, а так же специальных эстафет в качестве средства воспитания выносливости.

Пример: футбол,баскетбол,лапта,волейбол и т.д.

Специальная выносливость

1. Скоростная

2. Прыжковая

3. Игровая

* Для воспитания специальной выносливости необходимо многократное выполнение нагрузки высокой интенсивности, но непродолжительное время.

Скоростная выносливость

* Это способность волейболиста выполнять технические приёмы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры.

Используются упражнения на воспитание специальной быстроты,но выполняется многократно и более длительно.

ВАЖНО: не нарушать технические приёмы!

Методы воспитания:

1. Повторный

2. Повторно-переменный

3. Интервальный

4. Игровой

5. Соревновательный

* Дозировка физической нагрузки:

Продолжительность одной серии (--------30 секунд--------)

Интенсивность -высокая

Отдых 1-3 минуты

Подходов 5-6

Прыжковая выносливость

* Способность к многократному повторному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями

* Проявляется в прыжках для выполнения нападающего удара, блока, подачи

Средства тренировки:

Прыжковые упражнения с малыми отягощениями и без отягощений,имитационные и специальные упражнения.

1. Повторный

2. Интервальный

3. Круговой

Дозировка:

Продолжительность: 1-3 минуты

Интенсивность - без остановки.

Игровая выносливость

Способность вести игру в высоком темпе, без снижения эффективности выполнения технико-тактический действий.

ИГРОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ -совершенствуется путём проведения игр с большим количеством партий) (что предусмотрено правилами соревнований)

Педагогический контроль в воспитании физических качеств

Основная цель педагогического контроля – определение связи между факторами воздействия и теми изменениями, которые происходят у занимающихся.

Методы контроля:

1. Педагогические наблюдения

3. Приём учебных нормативов

4. Тестирование

5. Контрольные и другие соревнования

6. Простейшие врачебные методы

7. Хронометрированние занятий

8. Определение динамики физических нагрузок на занятиях по ЧСС

Контроль уровня воспитания общей выносливости

Гарвардский степ-тест.

Подъем и спуск с тумбы высотой 50 см(для мужчин) и 43 см (для женщин), 45 см для юношей,40 для девушек. В темпе 30 раз в минуту, в течении 5 минут. Сразу после выполнения теста спортсмен садится и трижды определяет частоту пульса. В течении 30 сек.

Контроль уровня развития скоростной выносливости

1. Бег “ёлочкой”

2. Бег к четырём точкам из центра площадки

ü Дистанция пробегается дважды без пауз отдыха.

Контроль уровня развития прыжковой выносливости

1. Прыжки на “оптимальную” высоту

ü Толчком с 2 ног (с места)

2. Прыжки с разбега, с доставанием максимальной высоты.

Контроль за уровнем скоростно-силовой подготовки волейболистов

Уровень развития абсолютной силы определяется в некоторых движениях при помощи штанги.

Для определения взрывной силы применяются разнообразные контрольные упражнения:

Сила ног:

1. Приседания в течение 20 секунд (количество раз)

2. Прыжки в длину толчком 2 ног

3. Тройной толчок с 2 ног

Сила рук

1. Броски 1-3 кг мяча одной и двумя руками с места и разбега, сидя и в прыжке.

2. Подтягивания на перекладине в течении 20 секунд (количество роз)

3. Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, на кольцах, параллельных брусьях в течении 20 секунд.

Гибкость

Ø Гибкость способность человека выполнять движения с большей амплитудой.

По признаку преимущественного проявления движущих сил выделяют:

1)Активная гибкость – проявляется за счёт собственных мышечных усилий человека (наклон вперёд, наклон и т.д.)

2)Пассивная гибкость – реализуется в результате взаимодействия мышечных усилий и внешних сил (помощью партнёра).

По признаку режима работы мышц целесообразно различать:

1. Динамическую -гибкость проявляется упражнением динамического характера типа сгибание – разгибание

2. Статическая гибкость имеет место в статических упражнениях

Зависит от:

1. Эластичности мышц и связок

2. Состояния ЦНС (например: при эмоциональном подъёме на соревнованиях гибкость увеличивается.

3. Внешняя температура среды

4. Суточной периодизации (утром гибкость хуже, чем вечером)

5. Возраст и пол - с 7 до 11 лет интенсивная подвижность

Влияние силы на гибкость

Гибкость отрицательно связано силой занятия силовыми упражнениями могут ввести к ограничению подвижности в суставе

Однако это отрицательное влияние можно преодолеть путём рационального сочетания упражнений на гибкость и на силу можно добиться высокой степени развития обеих качеств

Гибкость в волейболе

Гибкость волейболе проявляется при выполнении всех технических приемов игры.

хорошая подвижность в лучезапястном локтевом и лучевых плечевом суставе,а также в тазобедренном коленом и голеностопного суставе будет способствовать эффектному ведению игры.

Методика воспитания гибкости

Основным средством развития гибкости является упражнения на растягивание (упражнения с увеличенной амплитудой движения) (упражнения на растягивание)

В основе методики развития лежит многократное систематическое повторение разнообразных упражнений на растягивание, метод повторный.

Упражнения на гибкость необходимо давать в следующей очереди:

1. Активные

2. Пассивные

* После занятия на гибкость необходимо обязательно выполнять упражнения на расслабление. Начинать же упражнения на гибкость можно только после хорошего предварительного разогрева тела.

Повторение растягивающих упражнений целесообразно проводить сериями, небольшими интервалами отдыха (30 – 40 секунд)

Амплитуда следует постоянно увеличивать как в рамках одной серии, так и во всех последующих.

Типичное число повторений в рамках физического воспитания в одной серии 10 – 12 раз. Число серий от 4 до 8.

Для высококвалифицированных спортсменов эти величины могут быть выше. Однако общая нагрузка на гибкость……

Воспитание гибкости

Упражнения на гибкость проводится в начале или в середине учебно-тренировочного занятия после хорошей разминки, но никак не на фоне утомления.

в процессе физического воспитания не следует добиваться прядильного развитие гибкости.

Её нужно развивать лишь до такой степени который обеспечивает беспрепятственный выполнения двигательного действия и необходимых движений.

Контрольные упражнения тесты для определения уровня развития гибкости

1. Подвижность в плечевом суставе- за голову гимнастическую палку.

2. Подвижность позвоночного столба -наклоны вперёд.

3. Подвижность в тазобедренном суставе- шпагат.

4. Подвижность в коленном суставе -(Приседания – руки вперёд или за голову.

Прыгучесть

Ø Способность прыгать оптимально высоко

Способы увеличения давления на опору:

1. Силовые возможности за счёт разбега

2. При прыжке с местам за счёт быстрого подседания на оптимальную глубину

Похожие публикации