Easyski - Спортивный портал

Сколько человек играет в лапту. Русская лапта - игра для большой семьи

В проведении первого этапа круглогодичного общегородского по русской лапте столкнулись с тем, что мало кто сейчас в Липецке знает суть и правила этой игры. Фото игры можно посмотреть , а правила публикую ниже.

Лапта - командная народная русская игра со специальной битой и мячом. С одной стороны - игроки должны подавать мяч, направляя его на достаточно дальнее расстояние, и пока он летит пробежать через игровую площадку и вернутся обратно, с другой - представители второй команды должны попытаться поймать летящий мяч и запустить им в противника.

Для игры в русскую лапту привлекаются две команды. Проходит она на открытой площадке, в естественных условиях. Главная задача русской лапты - ударом, который производится лаптой, отбить мяч, подбрасываемый представителем команды соперников, и направить его как можно дальше. Одновременно нужно выполнить пробежку в обе стороны (туда и обратно), не позволяя представителю противоположной команды «осалить» пойманным мячом. Каждая удачная пробежка приносит участникам баллы. Выигрывают те, кто за условный период времени наберет наибольшее количество очков. Русская лапта имеет немало родственных игр по всему миру - это американский бейсбол, финляндский песаполо, румынская ойна, а также крикет.

История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются даже в памятках древнерусской письменности, а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в Новгороде в слоях, относящихся к 14 столетию.

Во времена правления Петра Великого русскую лапту использовали в качестве действенного средства для физической подготовки солдат некоторых подразделений и полков - Шевардинского, Преображенского, Семеновского, например.

В дореволюционный период русская лапта применялась как метод активного отдыха и досуга, как способ физвоспитания детей и молодежи. Причем играли в русскую лапту и взрослые, и дети. При Подвойском (комиссар просвещения) она была распространена среди бойцов-красноармейцев - тоже как эффективное средство для поддержания физической подготовки.

Официальные состязания по русской лапте начали проводиться в 50/60-ых годах ХХ столетия. Затем первенства на некоторое время были прерваны. Но, начиная с 1986-го, когда было утверждено Постановление Государственного спортивного комитета тогдашней СССР о развитии русской лапты, софтбола и бейсбола, игра вновь приобрела популярность. Результатом стало возобновление всероссийских соревнований и турниров.

Затем в 1996-ом возникла межрегиональная федерация лапты. В 2003-ем эта структура получила новый официальный статус - Федерации русской лапты , которая стала общественной всероссийской физкультурно-спортивной организацией, объединяющей 46 отделений по регионам России. Кроме того, сейчас лапта официально признана видом спорта и включена в Единую российскую спортклассификацию.

В настоящее время ее активно продвигают в 45 субъектах федерации. Устраиваются разного уровня первенства, кубки и чемпионаты по русской лапте среди представителей самых различных возрастных категорий. В большом количестве городов, в периферийных районах и сельских субъектах РФ сегодня действуют отделения ДЮСШ по русской лапте. Наибольшую популярность русская лапта получила в Свердловском, Амурском, Тульском, Челябинском, Томском, Новгородском, Воронежском регионах и в Башкортостане, где имеется отличная научно-методическая и спортивная база для обучения игре в русскую лапту.


ВВЕДЕНИЕ
В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая - на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды - подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.

ПЛОЩАДКА
Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина - 15-55 м, длина - 25-40 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле.
Комментарий. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном или земляном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города - 5 метров. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным.

ШТРАФНАЯ ЗОНА
В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города.
Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны.

ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО
Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр.

ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД
Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды.

КОМАНДЫ
Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться пять игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке.

КАПИТАН
Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку.

ТРЕНЕР КОМАНДЫ
Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды.

СУДЕЙСКАЯ БРИГАДА
На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь.

СТАРШИЙ СУДЬЯ
Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит предигровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей.

ЛИНЕЙНЫЙ СУДЬЯ
Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол.

СЕКРЕТАРЬ
Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст.судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований.

ИГРОВОЕ ВРЕМЯ
Игра состоит из четырех таймов по 15 минут общего времени. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. Между второй и третьей четвертью перерыв 5 минут.
Комментарий. В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы.

НАЧАЛО ИГРЫ
Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая - в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени.

УДАРЫ ПО МЯЧУ
Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.

ПОДАЮЩИЙ
По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара дается возможность двух подкидываний. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.

ПРАВО НА АТАКУ (ПЕРЕБЕЖКУ)
Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара. Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара.

ВЫНОС МЯЧА
Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замены на вынос мяча.

ОСАЛИВАНИЕ
Осаливание - попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.

ОБРАТНОЕ ОСАЛИВАНИЕ
После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно. На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд.

САМООСАЛИВАНИЕ
Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена.

Русская лапта - это детская уличная забава, для которой нужны мяч и бита. Она имеет некоторое сходство с крикетом и бейсболом. Для нее нужна открытая местность с ровной площадкой, на которой можно начертить линии.

Игра лапта: описание

Необходимые атрибуты - маленький резиновый мяч (как в теннисе) и деревянная бита диаметром в 5 см и длиной от 60 см до 1,1 м. Нужно найти площадку примерно 40 на 25 м, можно немного больше. Одна сторона этого участка - город, другая - деревня или кон. Они отмечаются линиями, за которыми встают игроки. Расстояние между противоположными линиями - 10-20 м.

Игра лапта развивает логику и командный дух

Сначала все участвующие делятся на 2 команды, в них должно быть равное количество игроков. Одни идут в город. Цель этой команды - поочередно выбирать водящего, который должен отбить мяч в поле как можно дальше. После удара нужно выбежать из города, добежать до обратной стороны за линию кона и вернуться назад.

Другая команда находится вне площадки - в поле. Они стараются быстрее поймать мяч и запятнать участника из группы противников. Это значит - попасть в него мячом, "осалить". Если им это удается, команды меняются местами - одни идут в город, другие водят.

Иногда участник не успевает вернуться в город - противники уже поймали мяч и обязательно его осалят. Тогда он остается за чертой кона. Право бить мяч переходит к следующему игроку. Когда он добежит до противоположной черты, обратно могут возвращаться 2 участника. Это значит, что товарищ его выручил.

Правила игры для детей

Классический вариант этой забавы для детей требует выполнения таких требований:

  • Ведущим становится каждый участник города по очереди. Он должен отбить мяч и бежать за противоположную линию, затем обратно. Биту бросать нельзя.
  • Во время подачи мяча участник стоит за своей чертой, переступать ее запрещено.
  • Когда в городе остается один человек, а остальные не смогли вернуться и остались за противоположной чертой, то он может пробить мяч 3 раза.
  • Можно пятнать только с того места, где пойман мяч, или перебрасывать другим участникам, которые находятся ближе, но не бежать с мячом.
  • Если подающий не может отбить мяч битой, разрешено отбросить его руками.

Игра продолжается до тех пор, пока участники города не проиграют. Это случится в таких случаях:

  1. Бегущего осалили.
  2. Никто из подающих мяч не смог добежать до линии кона.
  3. Никто из участников, преодолевших линию, не вернулся в город.

Тогда игроки меняются местами. Важно, чтобы все участники соблюдали правила и были одной командой. При подаче мяча можно выбирать направление и силу удара на свое усмотрение, в зависимости от расположения противников.

Правила игры в лапту.


В лапту играют две команды по 6 человек.

Цель одной команды, находящейся в "городе", совершить как можно больше перебежек за линию "кона" и обратно.

Делать перебежку можно после выполнения правильного удара битой по мячу.

Каждая такая перебежка приносит команде 2 очка , выполнение ударов производится игроками "города" поочередно из зоны удара.

Один игрок выполняет удар, другой игрок этой же команды подбрасывает ему мяч. Подбрасывающим может быть любой из шести игроков команды.

На удар дается две попытки .

Если одна из двух попыток была правильной, пробивший игрок имеет право на перебежку, а может дождаться ударов следующих игроков в зоне перебежки.

Игрок, выполнивший неправильный удар, имеет право бежать только после правильного удара одного из последующих игроков.

Игрок, совершивший перебежку за линию «кона», может там остаться и возвратиться обратно после одного из последующих ударов.

Удар считается правильным, если мяч вышел за пределы штрафной зоны, но не пересёк боковых линий по воздуху.

Мяч, попавший в площадку за штрафной линией и отскочивший за пределы поля, а так же вылетевший за линию «кона» считается правильным.

Вторая команда располагается в «поле».

Её цель - не дать сопернику выполнить перебежку и как можно скорее занять «город». Сделать это можно при помощи «осаливания» /попадания/ мячом в любую часть тела бегущего, без отскока от земли , при этом мяч должен быть выпущен из руки .

До удара игроки «поля» могут находиться в любом месте площадки, кроме штрафной зоны.
После удара имеют право двигаться в любом направлении, а так же передавать мяч друг другу для «осаливания».

«Осалив» соперника игроки «поля» должны занять «город», «осаленные» могут отыграться.

Отыграться можно неограниченное количество раз, пока все игроки одной из команд не окажутся за линией «города» или «кона».

Игроки «поля» могут набирать очки, ловя мяч с воздуха («свеча»).

«Свеча»- одно очко.

Игра состоит из двух таймов по 15-30 минут в зависимости от возраста игроков. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Можно:

Каждый игрок команды «города» получает право на следующий удар каждый раз после того, как сбегает за линию «кона» и вернется в «город».

Совершать перебежки после хорошего удара по мячу могут сразу несколько игроков.

Для обратных перебежек с линии «кона» до «города» игроки могут дожидаться наиболее благоприятного момента при удачном ударе по мячу их товарищем по команде.

Игроки команды «поля» имеют право бегать с мячом по всему полю и перебрасывать мяч один другому.

Смена команд без борьбы

Она производится в тех случаях, когда:

1. У бьющей команды не осталось игрока с правом на удар.

2. Бьющий наступает на линию города или какую-то другую (т.е. выходит за пределы зоны бьющего) в момент самого удара или попытки.

3. Кто-либо из игроков города наступает на линии, ограничивающие зоны, или заступает за них в момент удара или попытки.

4. В момент удара кто-либо из игроков находится не в своей зоне:

а) уже бивший игрок в зоне очередности, а не в зоне бегущих;

б) в поле, после смены команд без борьбы или еще не завершив перебежку;

5. Во время удара лапта вылетела в поле из рук бьющего.

6. Игрок бьющих, начав перебежку, оставил лапту (биту) в поле, а не в городе. Если бита касается линии города, то считается, что она оставлена в нем.

7. Игрок бьющих, ожидающий удачного удара своего партнера (в пригороде), выбежал на поле не из пригорода, а из любой другой зоны, или до удара по мячу.

8. Игрок бьющих при перебежке выбежал за боковую линию поля, или наступил на нее.

9. Игрок бьющих, начав перебежку, возвратился обратно за линию города или кона (или наступил на нее).

10. Команда бьющих получила штрафное очко.

11. В команде бьющих во время игры (в игровых зонах) оказалось более шести игроков.

Смена команд должна производиться быстро (бегом).

При этом игроки, занявшие город, сразу, не дожидаясь, пока водящие займут места в поле, начинают выполнять удар.

Нельзя:

Игрокам команды «поля» запрещается мешать перебегающим.

Перебегающим игрокам запрещается пересекать боковые линии площадки.

Площадка

Площадка для игры в русскую лапту представляет собой прямоугольник шириной 25-35 м и длиной 40-50 м в зависимости от возраста игроков.

Линии:

Линия города, штрафная линия, линия кона.

На расстоянии 1,5 м от линии «города», с правой стороны площадки, чертится линия «пригорода» (штрафная) длиной 3 м.

По концам линий, отмечающим «город», «кон» и «пригород», ставится по флажку.

Зоны:

Зона очередности, зона удара/ 5 м /, зона перебежки, штрафная зона /10 м /.

Зоны очередности могут быть оборудованы скамейками

Ширина "города"- 5м.

Бита

Бита для удара должна быть цельной и деревянной.

Длина 60-110см, диаметр в широкой части не более 5см, в узкой части не менее 3см. Конец рукоятки должен иметь утолщение.

Конфигурации бит могут быть различными.

В игре используется мяч для игры в большой теннис, а так же аналогичные резиновые и другие мячи, длина окружности которых 20 см, а вес до 60 г. Площадка для игры

Она состоит из игрового поля и примыкающих к нему города и кона. Город разделен на 3 равные зоны: очередности, бьющего и бегущих (пригород). В поле выделяют штрафную зону, в которой не должно быть игроков в момент удара по мячу.

В случае если в зону бьющего попадают футбольные ворота, которые препятствуют удару, то ее разрешается перенести в сторону зоны бегущих. Поле прямоугольной формы должно быть ровным и может иметь любое покрытие.

1 – зона очередности

2 – зона бьющего

3 – зона бегущих (пригород)

Размеры поля для игроков 14 лет и старше (9-11 классы) - 50-60 х 30-40 м, штрафная линия на расстоянии 12–15 м от линии города.

Для игроков 10–13 лет (5–8 классы) - 30-40 х 15-20 м, штрафная - 6–9 м.

Для игроков 9 лет (3–4 классы) - 18 x 11 м (спортзал), штрафная - дуга радиусом 6 м.

Глубина зон города и кона - 3–5 м. Ширина линий - 4–5 см.

4. Инвентарь и оборудование

Лапта (палка-бита) - выполнена из дерева, ее размеры и форма зависят от возраста участников: для игроков 9–11 лет (3–6 классы) - бита № 1; для игроков 12–13 лет (7–8 классы) - бита № 2.

Для игры в условиях школы и для тренировки игроков 12–13 лет - бита № 3.

Для игроков 14 лет и старше - бита № 4.

Для игр в спортивном зале всех возрастных групп (до 14 лет) - бита № 1.

Игроки 14 лет и старше используют кусок шланга длиной 40 см и  2,5–3 см.

В игре от начала и до конца всеми игроками обеих команд используется одна бита. Замена ее осуществляется только в случае неисправности. До начала игры первый судья проверяет соответствие биты правилам соревнований, а во время игры контролирует ее исправность.


Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав - русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе. Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим - это время отодвигают ещё на 1000 лет.

Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту. Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат Преображенского и Семёновского полков. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату. Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения. После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают.

Правила игры в русскую лапту

Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Размечается поле так, как показано на рисунке. Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета. В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».

Подготовка к игре в лапту

Игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды. Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.

Начало игры в лапту

Подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности - и вернуться обратно.

Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле. Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности. В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта».

Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан. Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение. В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде: - четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко; - судейское замечание – 1 очко.

Кто выигрывает в лапту

Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными. Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях: - допущено грубое нарушение правил игры; - если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему; - выскользнувшая и рук бита улетела из города. Могут играть смешанные команды - юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.

Дополнения к правилам

  • Если игрок заступает одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать, а вернуться назад. Если же он заступает за линию обеими ногами, то возвращаться ему нельзя. В противном случае, по команде судьи происходит смена команд.
  • Если удар не удался, то не успевший обежать игрок должен располагаться в пригороде вдоль городской линии. После перебежки игроки занимают места в такой очерёдности, в которой они забежали за линию. Если произошло пересаливание, тогда игроки бьющей команды снова обретают право на удар.
  • Если мяч вылетел за боковую линию, тогда все игроки бьющей команды не двигаются со своих мест. После трёх аутов (ударов за боковую линию), команде бьющих начисляются штрафные очки (по одному очку за каждый аут).

Что запрещено в русской лапте

  1. Запрещено всем игрокам, кроме подающего, подходить ближе, чем на 2 метра к игроку с битой.
  2. Запрещено осаливать в голову, пах и солнечное сплетение.
  3. Запрещается пользоваться слишком тяжёлой или слишком длинной битой. Стандартные параметры биты: 2 кг. 90Х15см.
  4. Нельзя задерживать перебегающего игрока. Нельзя использовать бейсбольные «лапы».

«Это народная игра - одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны: верность своей команде, находчивость, внимательность, изворотливость, глубокое дыхание, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара рук, и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту народную игру не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка: « своего выручай».

Лапта - древняя игра. Сегодня никто не может точно сказать, когда она зародилась. По некоторым данным, лапта была известна уже в Х в. н.э., хотя могла появиться и почти на 1000 лет раньше.

Армянский ученый, “, д-р Абрагам Тарьян, работающий профессором в Еврейском университете в Иерусалиме, утверждает, что нашел рукопись, где говорится, что Иисус Христос играл в детстве в подобную игру.

Д-р Абрагам Тарьян рассказал, что нашел в армянском монастыре св. Якова в Старом городе Иерусалима древнюю рукопись “Евангелия детства” на армянском языке. В этом переводе 6 века известного апокрифического евангелия исследователь обнаружил эпизоды, неизвестные в других вариантах текста. В рукописи упомянута игра, в которой маленький Иисус ударял по мячу битой. Когда ему было 9 лет, рассказывает апокриф, Иисус был послан учиться у красильщика из Тверии по имени Исраэль. Однажды ему поручили сторожить дом, пока ремесленник пошел за тканями для крашения, но он сразу побежал к друзьям, с которыми стал играть на берегу Кинерета (Тивериадского озера). Тогда же, по словам это евангелия, Иисус показал свою способность ходить по водам.

Жан Белет, живший в XII в., отмечал, что даже епископы и архиепископы не гнушались игрой в мяч и танцами, которым предавались священнослужители. Гийом Дюран, автор «Книге о божественной службе» так описывает эти праздники «Еще в некоторых местах в этот день (Пасхи) и в другой (Рождества) прелаты развлекаются вместе со своими клириками, либо в монастырях, либо в епископских домах, и доходит до того, что они играют в лапту и даже создают танцевальные хоры и предаются пению, и это называется, в память о сатурналиях, декабрьской свободой, потому что в древности, у язычников, в этом месяце рабы, пастухи и слуги пользовались относительной свободой, обладали властью, равной власти хозяев, и пировали с ними; все это происходило после уборки урожая. Однако лучше было бы воздержаться от подобных праздников».

Ну и наконец, при раскопках Великого Новгорода были найдены деревянные биты и войлочные мячи, которые археологи датировали XIV веком.

Так, что по самым скромным подсчетам лапте никак не менее 700 лет!

Игры подобные лапте существовали и у других народов: у англичан — крикет, у американцев — бейсбол, у кубинцев — пелота, у финнов — песа палло, у немцев — шлагбал. Норвежские археологи при раскопках нашли биты для игры в лапту.

На Руси лапту называли по-разному: «шибка», «битка», «хлопка», игра « в беглые», «в шары». Множество названий породило большое разнообразия в правилах игры в лапту. Но как бы ни называлась лапта, факт остается фактом, не один праздник на Руси не обходился без игры в лапту.

Любил играть в лапту и Петр I и именно при нем лапту начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков, а потом и других воинских подразделений. В дореволюционной России игра в лапту применялась как средство активного досуга населения и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек.

И в Красной армии по инициативе тогдашнего председателя Высшего совета физической культуры Н. И. Подвойского эта игра использовалась в качестве одного из элементов физической подготовки. Правда, примерно с тридцатых годов наступил довольно длительный период забвения, и лишь в 1957 году лапта была представлена в программе Спартакиады народов России.

Однако в 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, эта увлекательная спортивная игра практически прекращает свое существование. Физкультурные организации страны не проявляют к ней интереса. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР А.М. Зимин по этому поводу говорил: “… до сих пор не могу понять, почему фактически исчезла с наших полей замечательная русская игра лапта. А во многих странах ухватились за плодотворную идею этой игры, модернизовали игру, сделали более спортивной, и теперь лаптовые виды спорта, такие, например, как бейсбол, крикет и песа палло, завоевали огромную популярность”.

И только к концу 80-х гг. несправедливость, допущенная по отношению к этой интересной игре, была устранена. Новый импульс к развитию лапты дало постановление Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, принятое в 1987г.

Богатые традиции игры в русскую лапту, имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно. В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. И вот уже девять лет чемпионаты России по лапте проводятся ежегодно, вызывая неизменный интерес к игре.

С 1997 г. действует межрегиональная общественная организация - Федерация русской лапты России.

История лапты

Русская лапта — одна из древнейших национальных спортивных игр, а возможно, и самая древняя. Принадлежности для нее — деревянные биты и войлочные мячи — были найдены на раскопках Великого Новгорода, датируемых XIV веком. Ни один праздник на Руси не обходился без игры в лапту наряду с кулачными боями.

Играл в лапту и Петр I, играли солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. И в Красной армии по инициативе тогдашнего председателя Высшего совета физической культуры Николая Подвойского эта игра использовалась в качестве одного из элементов физической подготовки. Правда, примерно с 30-х годов наступил довольно длительный период забвения, и лишь в 1957 году лапта была представлена в программе Спартакиады народов России.

Игра доступна любому желающему. Для нее нужны только деревянная бита, мяч и земляная или травяная площадка. Удары по мячу, пробежки через игровую зону и осаливание мячом игроков соперника очень похожи на бейсбол. Кстати, по поводу возникновения бейсбола энтузиасты русской лапты любят рассказывать легенду.

Один одессит, переехав в Америку, рассказал там о русской лапте. Тогда американцы еще плохо понимали по-одесски и сильно извратили канонические правила нашей забавы, в результате чего и появился бейсбол. Так было или нет, но претендовать на звание родоначальника бейсбола мог бы и финн из Финляндии, и румын из Румынии, и немец из Германии, и многие другие, поскольку в мире насчитывается более 70 разновидностей игр, в которых используются бита и мяч.

В Финляндии подобная игра называется пессопалло, в Германии — шлагбал, в Румынии — ойна, в Болгарии — народка топка.

В 1986 году вышло постановление Госкомспорта СССР о развитии бейсбола, софтбола и русской лапты. А спустя 10 лет — в 1996 году — была организована межрегиональная Федерация любителей этой игры. В 2003 году она обрела статус общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации — Федерация русской лапты России.

Чем хороша игра? Во-первых, своей демократичностью. Как уже было сказано, весь необходимый инвентарь для нее — это деревянная бита длиной от 70 до 110 сантиметров и весом до 1,5 килограмма и обыкновенный теннисный мяч. При этом игра развивает все качества, необходимые спортсмену: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия.

Нужно уметь точно бить по мячу, быстро бегать, ловко уворачиваться от бросков соперника и не менее ловко ловить «свечу», мгновенно передавать мяч партнеру по команде или осаливать соперника. Все это происходит в считанные секунды, за которые требуется принять единственно правильное решение.

Русская лапта — игра чрезвычайно динамичная и по зрелищности ничуть не уступает бейсболу. Игра всесезонна. В лапту можно сражаться и зимой: разметочные линии на утоптанном снегу наносятся краской. Играют в лапту и в закрытых помещениях. Там, правда, поле поменьше, а также есть некоторые изменения в правилах, касающиеся отскоков мяча от ограничительных стен и перекрытия. Но на зрелищности это ничуть не сказывается.

Для игры необходим небольшой мяч, (лучше всего теннисный), биту (лапту) можно изготовить из дерева. Длина биты 80—90 см, ручка круглая, также подходит бейсбольная бита. Игра проводится между двумя равными командами численностью до 10 человек.

Заранее поделенные команды, одеваются в футболки разного цвета. После жеребьёвки капитанов, одна из команд занимает линию города и становится бьющей или нападающей. Вторая размещается по всему полю и становится водящей или защищающейся.

По сигналу судьи (один короткий свисток) игроки занимают места. Команда бьющих (нападающих) направляет в площадь подачи своего игрока, остальные игроки выстраиваются вдоль боковой линии города (позади подающего на площадке очередности) в том порядке как расставит капитан. Команда водящих выделяет подающего игрока, который занимает место на площадке подающего рядом с «пятачком» - (круг над которым подается мяч). Игроки водящей команды располагаются по всему полю, согласно указаниям капитана команды. Убедившись в готовности команд, судья дает сигнал к началу игры (два коротких свистка).

Подающий игрок подбрасывает мяч над «пятачком», бьющий игрок, находясь в центре площади подачи города, ударом биты по мячу старается послать (ударить) его как можно дальше за линии дома (по длине аута нет). Удар считается состоявшимся, если мяч перелетел за контрольную линию. Нанеся удар, бьющий игрок бросается через всю площадку к линии кона. Его задача — успеть добежать до кона, пока мяч не пойман, и, если получится, то вернуться обратно в город.

Задача водящих — поймать или подобрать мяч и осалить им игрока бьющей команды, пока тот бежит через поле.

Если бьющий игрок сумел добежать до кона и вернуться обратно, не будучи осаленным мячом, то он приносит команде два очка. Если же бьющий добежал до кона, но возвращаться обратно не рискнул, он остается на линии кона и ждет, когда очередной бьющий ударит мяч в поле. Сразу же после удачного удара по мячу другим игроком своей команды можно перебегать обратно через поле в город, если игрок не осален — он приносит команде одно очко (На площадке меньшего размера дается только 1 очко за пробежку до кона и обратно за одно пробитие). После перебежки в город игрок занимает крайнее положение на площадке очередности с правом трех ударов.

Игроки водящей команды вступают в игру сразу же после удара по мячу. Задача игроков — поймать мяч с лета, тогда команде, которая в поле начисляется 1 очко и происходит смена сторон.

Или, подобрав мяч на месте падения, попытаться осалить им перебежчика. Осаливать противника может игрок, поднявший мяч, или любой другой, получивший передачу (пас). При возвращении водящими мяча в город идет остановка игры. Игрок, совершавший пробежку, в момент возвращения мяча в город, если он совершил пробежку более половины поля переходит по движению вперед, если же не успел до середины — возвращается назад.

Штрафные очки бьющей команде начисляются за ошибки, допущенные в ходе игры: четвертый и последующие выходы мяча за пределы игрового поля после удара битой (1 очко), замечание от судьи (1 очко за каждое замечание).

Партия считается выигранной, если после осаливания перебегающего игрока, все игроки защищающейся команды успели убежать в город и/или в дом не осалинными (пересалиными) игроками бьющей команды.

Партия считается законченной бесспорно в пользу водящих в следующих случаях:

После грубого нарушения Правил игры по команде судьи.
если игрок команды бьющих взял мяч в руки или иным образом ограничил доступ к мячу (поймал мяч после своего промаха, наступил, пнул в сторону и т.д.).
бита выскользнула из рук и улетела из города, в этих случаях команда бьющих бесспорно переходит в поле, водящие становятся бьющими.
Игра может проводиться смешанным составом: мальчики и девочки. Игра проводится в две партии по 20 минут и прекращается по сигналу судьи (один длинный свисток), выигравшей считается та команда, которая набрала максимальное количество очков.

Примечание:
Если игрок заступил одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать и вернуться за линию назад. Если же обеими ногами, то вернуться ему уже нельзя. Если игрок все же зашел назад за линию, по команде судьи происходит бесспорная смена команд (т.е. нападающие переходят в защиту).
После неудачного удара (промаха) игрок который не успел убежать должен находиться в пригороде вдоль линии города.
После перебежки игроки (становятся на площадке очередности) и занимают позицию для удара в той очередности, в которой забежали за линию.
После пересаливания, игроки бьющей команды обретают право удара заново.
После удара за боковую линию (аут) все игроки, бьющей команды находятся на своих местах.
После трех ударов за боковую линию игрокам бьющей команды засчитываются штрафные очки (одно штрафное очко за один выход (аут) за все последующие.

Находиться в городе, ближе 2 метров от игрока с битой, исключение допустимо для подающего игрока, водящей команды.

Осаливание игроков в область головы, паха, солнечного сплетения и др.

Оскорбление игроков и других участников и зрителей игры во время проведения игры.

Пользоваться в игре битой превышающей следующие параметры: Вес 2 кг. Длина: 90 см. Ширина 15 см.

Задерживать перебегающего игрока.

Использовать в игре бейсбольные ловушки (лапы).

Играть без отличительной футболки той команды, цвет которой определил судья (например, в белой футболке за черных, или любой другой пестрой футболке).

Похожие публикации